Снижение рождаемости, высокая смертность и, как следствие, естественная убыль населения, по показателю которой Нижегородская область традиционно находится в числе лидеров, давно стали визитной карточкой региона.
Когда-то, еще в 2007 году, когда Законодательным собранием утверждался очередной прогноз социально-экономического развития области, правительство собиралось закончить 2013 год с естественной прибылью населения. С этого срока рождаемость должна была преобладать над смертностью.
Но этого не произошло ни в 2013 году, ни в последующие годы. Вот и пандемия закончилась, а естественная убыль населения сохраняется. И, по последним данным, рождаемость у нас вновь снизилась на три процента. Негативная динамика численности населения, наметившаяся еще в 90-е годы, сохранится и в ближайшее время.
Когда фракция КПРФ в Законодательном собрании предлагала принять государственную программу поддержки материнства и детства, разработать новый комплекс мер помощи молодым и многодетным семьям, нам говорили, что у нас в области и так передовое социальное законодательство по сравнению с другими регионами. Что вот-вот заработает национальный проект «Демография» – и мы увидим его результаты. Это я почти буквально цитирую представителей правительства на заседании Заксобрания.
Но, похоже, этот нацпроект так и не заработал. Поэтому сейчас утверждена новая программа повышения рождаемости на 2023-2025 годы. Однако я ознакомился с этим документом и не обнаружил в нем каких-то новых прорывных механизмов и мер. Опять перечисляются все те же методы, которые когда-то должны заработать.
Мне кажется, что это неправильный подход. Наша фракция неоднократно предлагала принять меры по поддержке и повышению уровня защищенности многодетных и молодых семей.
Не раз мы вносили предложения по увеличению размера регионального материнского капитала – он у нас ниже, чем у многих наших соседей и других регионов России.
Ссылки на то, что повышается федеральный материнский капитал, не выглядят убедительными – область должна делать все, чтобы стимулировать появление многодетных семей, появление первенцев, вторых и третьих детей.
Разговоры о том, что не все решается материальной поддержкой, на мой взгляд, неубедительны. К сожалению, сейчас уровень жизни многих нижегородцев, особенно молодежи, невысок и региональные меры поддержки явно недостаточны, чтобы побудить молодые семьи к рождению детей.
В ближайшее время наша фракция вновь внесет предложение об увеличении регионального материнского капитала. Об этом мы расскажем в ближайшее время отдельно.
Но и на федеральном уровне должна быть принята программа не просто льготной ипотеки, а строительства социального бесплатного жилья для молодых и многодетных семей. Потому что одна из главных проблем, с которыми они сегодня сталкиваются, это жилищная проблема.
В советское время она решалась за счет массового строительства и предоставления бесплатного жилья. Сегодня даже при всех льготных социальных формах ипотеки, кредитование оборачивается закабалением, в результате чего молодые семьи отказываются от рождения ребенка и распадаются.
Я считаю, что принятие федеральной и региональной комплексных программ поддержки материнства и детства с разветвленной системой материального стимулирования – на первые годы жизни ребенка, на его лечение, получение образования, на обеспечение семьи жильем – может привести к качественному изменению в демографической сфере и прервать этот страшный процесс депопуляции, который мы наблюдаем в нашей стране и в регионе в частности.
Меры эти нужно принимать срочно, считая демографическую проблему одной из приоритетных для государства. На ее решение должны быть направлены основные ресурсы.
Владислав Егоров, заместитель председателя Законодательного собрания Нижегородской области, глава фракции КПРФ