Найти тему
ONCOLOGY.ru | ОНКОЛОГИЯ.ру

Рак носоглотки: не платиной единой жив пациент

Агрессивно протекающий рак предполагает агрессивное лечение, которое удаётся завершить далеко не всем пациентам, а завершившим – жить дальше без проблем. Вариант «очень надо, но не получается» может быть не только провальным, но и выигрышным для пациента...

Рак носоглотки агрессивен настолько, что часто проявляется отдалёнными метастазами без видимого первичного очага. Применение препаратов платины на фоне лучевой терапии и несколько курсов цисплатина с фторурацилом после завершения ХЛТ улучшили перспективы, но не многим пациентам удаётся получить всё запланированное. Замена платины на гемцитабин не отразилась на выживаемости «отчасти из-за худшей переносимости по сравнению с индукционной химиотерапией, при этом только от 50% до 75% пациентов смогли получить полную дозу». Высокая доля «половинчатого» лечения сподвигла онкологов трёх университетов Китая и Национального онкологического центра Сингапура на результативность после химиолучевой терапии проверить капецитабин.

В открытое рандомизированное исследование включили 180 больных раком носоглотки III-IVb стадии и хотя бы с одним признаком высокого риска, с весны 2014 по лето 2018 года получивших химиолучевое лечение в трёх китайских онкологических центрах. Средний возраст пациентов 47 лет и на 80% – мужчины.

Выживаемость сравнивали по доле рецидивов или смертельных случаев в двух когортах пациентов: группе наблюдения после стандартной лучевой терапии с модуляцией интенсивности (IMRT) и получивших 8 двухнедельных курсов капецитабина 1000 мг/М2 дважды в день после аналогичной IMRT.

Не менее двух факторов высокого риска отменено у 89% пациентов группы наблюдения и 84% – на химиотерапии. При контрольной эндоскопии через месяц после завершения ХЛТ полная регрессия констатирована у 87,7% группы наблюдения и 86,7% – капецитабина, у остальных пациентов – частичный ответ.

При медиане наблюдения 58 месяцев в группе наблюдения рецидивы отмечены у 31 больного, в группе капецитабина – у 18 пациентов. Бессобытийная выживаемость через 3 года составила 72,2% при наблюдении против 83,3% на АХТ, через 5 лет соответственно: 65,9% против 78,5%.

Почти 80% пациентов удалось завершить 8 курсов АХТ с запланированной дозой, каждому пятому в процессе лечения доза снижалась из-за развития побочных реакций, в половине случаев отмечался синдром «рука-нога». Связанная с лечением токсичность 3-4 степени – ксеростомия, мукозит и анорексия отмечались в обеих когортах, но при приёме капецитабина на 8% чаще. Доля отсроченной тяжёлой токсичности не различалась.

Авторы исследования считают, что «монотерапия капецитабином может рассматриваться как вспомогательный режим при лечении пациентов с LA-NPC высокого риска». В клинических рекомендациях Минздрава после химиолучевого лечения рекомендуется только один режим – 2-3 курса цисплатина с фторурацилом, а капецитабин в суточной дозе 2500 мг/М2 включён в схемы второй линии.

Первоисточник: https://oncology.ru/specialist/library/reviews/2022/10/19/

Делитесь своими мыслями в комментариях к посту!