В России идёт очередная взрывная девальвация? Многие прогнозисты считают, что да. Они извлекают из письменных столов свои проверенные временем тезисы об устремлении «зелёных» денег к психологической отметке в 100 рублей. Однако точность предыдущих прогнозов даже в горизонте 1 месяца не даёт оснований относиться к ним серьёзно.
Пример. В конце мая на РБК собрал мнение «знатоков» по поводу июньского курса. Все они уложились в диапазон от 75 до 83,6 рубля за доллар. Однако уже на 22 июня, то есть ещё до событий с «Вагнером» Центробанк РФ оценивал его в 84,2 рубля – выше верхней границы консолидированного прогноза.
Поэтому в «гаданиях» на июль «Форпост» предпочитает опереться на банк «Голдман Сакс». Там не дают конкретных цифр, зато выделяют из множества разнонаправленных факторов главное:
«Движение российской валюты определяют в первую очередь фискальные финансы. Если реакцией правительства на события «горячих» выходных [«Вагнер»] станут дополнительные расходы, то, как мы полагаем, за этим последует ослабление рубля».
Слабеющая национальная денежная единица выгодна правительству – снижается валютный «вес» расходных обязательств. Особенно когда они увеличиваются, а доходы сокращаются. Судя по отчёту Минфина об исполнении консолидированного бюджета РФ в 2023 году ситуация именно такова. С января по апрель казна получила всего 79% от прошлогодней суммы за тот же период. В основном за счёт падения нефтегазовых доходов федерального бюджета (собран всего 51% от прошлогоднего уровня). Прочие федеральные доходы, в том числе связанные с внутренним производством, составили 100% к сопоставимым месяцам 2022-го. Особенно бойко росли акцизы на импорт и внутренний НДС.
Расходы казны оказались на 32% выше объема января-мая 2022, но от месяца к месяцу процент превышения снижается. Нет никаких видимых причин для разворота этой тенденции после инцидента с «Вагнером».
К тому же правительство отчётливо сигнализирует о поиске альтернативных инструментов сокращению бюджетного дефицита. Имеется в виду налог на сверхприбыль, 28 июня соответствующий закон был принят Госдумой в первом чтении. Напомним, он касается только компаний с годовой прибылью более 1 миллиарда рублей, у которых она выросла в 2021-2022 годах по сравнению с 2018-2019-м. С превышения предполагается снять в федеральный бюджет 10%. Бизнесу дали возможность уменьшить сумму налога вдвое, если уплатить его не по сроку – до конца января 2024 года, а до 30 ноября. Таким образом, у государства появятся дополнительные доходы к моменту традиционного «бюджетного навеса» (периода ускоренного освоения бюджетных ассигнований в конце года).
В дополнение к средствам нового налога для финансирования непредвиденных расходов всегда можно распечатать Фонд национального благосостояния, который с начала года увеличился ещё на 2 триллиона рублей. Всплеска инфляции это не спровоцирует. Несмотря на увеличение объема наличных денег в обращении более чем на триллион рублей по сравнению с 1-м января 2023-го ЦБ оценивает её сегодня всего в 2,5%.
Из всего сказанного следует, что реального расходного «пузыря» не существует. Говоря о фискальных финансах, «Голдман Сакс» имел в виду прежде всего политику в отношении зарплат врачей, учителей, силовиков, госслужащих и социальных пособий из бюджетов всех уровней. То, что на Западе принято называть политическим популизмом. В этом отношении наше правительство как всегда консервативно. Возможно, излишне.
Индикатором давления бюджетных расходов на валютный курс могут служить фактические сборы налога на доходы физических лиц. Они находятся в прямой зависимости от фонда оплаты труда в стране. Конечно, речь идёт об экономике в целом, а не только о доходах бюджетников. Однако именно их динамика является верным маяком для бизнеса в отношении его зарплатной политики. НДФЛ в 2023 году стал самой депрессивной статьёй доходов. Федеральный бюджет с января по май текущего года собрал лишь 70,6% к соответствующему прошлогоднему уровню. С учётом регионов – 76%, но там пока есть данные только за первые 4 месяца года.
В новом году ситуация скорее всего изменится: 3-го июля на портале проектов нормативно-правовых актов появился документ о повышении минимальной оплаты труда с 1 января 2024 года на 18,5%, до 19242-х рублей в месяц. Вот это уже серьёзно. Повышение напрямую коснётся самой низкооплачиваемой части бюджетников (около 5 миллионов человек). Импульс дойдёт по цепочке до большинства населения. Если конечно не возобладает точка зрения Минфина, который настаивает на сокращении бюджетных расходов на 10%.
Укреплять рубль в преддверии серьёзных дополнительных расходов правительство, конечно, не будет, но и для его резкого ослабления к доллару предпосылок тоже нет. Выплаты западным компаниям, покинувшим российский рынок, уже в основном сделаны, очередной налоговый период с его повышенным спросом на рубли завершён.
Юань в экспортных расчётах составляет уже почти 20%. До февраля 2022 года он планомерно укреплялся по отношению к рублю. С началом периода конфронтации с Западом китайская валюта резко подорожала, затем рубль начал динамично отыгрывать позиции. С июля прошлого года юань адаптировался к своему новому качеству главного валютного ориентира для России. Началось планомерное движение пары юань/рубль по треку плавного ослабления российских денег со скоростью около 3 рублей в год.
Доллару и евро придётся подстраиваться под новую главную инвалюту России. Если конечно новые санкционные пакеты не сделают владение ими окончательно бессмысленным.