Великий композитор и дирижёр; реформатор и музыкальный революционер – Рихард Вагнер появился на свет 22 мая 1813 года в Лейпциге – городе западной Германии.
Его вклад в развитие мировой музыки огромен и грандиозен – ведь именно он ввел в оперное искусство бесконечность мелодии и драматического действия.
Всё его творчество – это символ перелома традиций, это смелые открытия и безупречная музыкальность
Наследие Вагнера живёт и в наше время, продолжаясь в различных стилях и направлениях современной музыки.
Но обо все поподробнее.
Рихард был самым младшим ребёнком в семье, рано потерял отца.
Знаковую роль в судьбе мальчика сыграл второй супруг его матери – актёр Людвиг Гейер – творческий и незаурядный, относившийся к приёмным детям, как к родным.
До 13 лет юноша, вдохновлённый произведениями Бетховена, обучался в Школе Св.Фомы, которая была старейшей в городе.
С 15 до 19 лет Рихард довольно успешно пробует себя в сочинительстве и на свет рождаются фортепианные пьесы, сонаты, произведения для оркестра.
Позже Вагнер поступил в университет Лейпцига.
В 1833 году он уезжает в Вюрцбург и много путешествует по Европе. Деятельность композитора почти не приносящая доходов, приводит к большим долгам, от которых мастеру приходится скрываться во Франции.
1842 год ознаменовывается для Рихарда триумфальной премьерой оперы «Риенци» в Дрезденском театре.
В 1843 он становится придворным руководителем хоровой капеллы при саксонском дворе.
Творческую деятельность композитора нарушает 1848 год и революция в Германии. Являясь сторонником аппозиции, Рихард Вагнер был вынужден покинуть Дрезден, после их поражения.
Находясь в Цюрихе, композитор начинает работу над тетралогией «Кольцо Нибелунга»: появляются первые две её части.
В это время Вагнер так же работает над оперой «Тристан и Изольда».
В начале 1860-х годов Рихард добивается благосклонности Людовика II (короля Баварии) и переезжает в Мюнхен, где заканчивает работу над грандиозной тетралогией, пишет оперу «Нюрнбергские мейстерзингеры».
Главной мечтой композитора, в полной мере раскрывающей его амбициозность и решительность, был собственный театр, в котором исполнение «Кольца нибелунга» было бы грандиозно и всепоглощающе.
В 1871 году, переехав в Байройт, где его планам суждено было сбыться.
Премьера тетралогии в 1876 году доказала: новый театр Вагнера, как и его монументальные произведения это нечто новое и необычное.
Внутреннее убранство теперь не отвлекало зрителя от главного: музыки со всей ее силой и энергией.
Изменилось и местонахождение музыкантов: оркестр располагался прям под сценой, звук направляла конструкция, похожая на ракушку. Это позволяло звуку сначала доходить до актеров, а затем, в тандеме с вокалом поражать зрителей.
Управляя театром мечты, Рихард Вагнер, практически не покидал полюбившийся город.
Его финальным произведением была опера «Парсифаль».
Скончался великий гений 13 февраля 1883 года, после многократных сердечных приступов.
ТОЛЬКО ФАКТЫ:
- Церковь Св. Фомы знаменита служением в ней Иоганна Баха.
- Тетралогия «Кольцо нибелунга» по продолжительности исполнения занимает 15 часов.
- Театр Вагнера в Байройте работает несколько в году – в период проведения фестиваля имени великого композитора. Оставшееся время отведено на проведение экскурсий.
- Вагнер очень боялся числа 13, не разрешал назначать премьер на это число.
- В сложный период безденежья во Франции выяснилось, что композитор совсем не имеет голоса. Это случилось на прослушивании на место хориста.
- Рихард всегда дирижировал произведения Бетховена по памяти, чем вызывал негодование публики. Слушатели считали это неуважением к наследию Людвига. На одном из последующих выступлений перед Вагнером появилась партитура, но как позже выяснилось, стояла она вверх ногами и не имела никакого отношения к Бетховену.
- Чтобы премьера «Валькирии» обязательно увенчалась успехом, Вагнеру были необходимы только вороные лошади, которым было необходимо появиться на сцене. Таковых не оказалось, и премьера была под угрозой срыва. Тогда Рихарду предложили оригинальное решение сложившейся проблемы – перекрасить животных. Это и стало спасением грандиозного зрелища.
- Однажды в Вене поклонники задали мастеру вопрос о том, не чересчур ли громки его произведения. Сложа руки рупором, Рихард гордо заявил, что так его точно услышат в Германии.