Найти тему

Гнев и РЭПТ Альберта Эллиса.

На этой неделе еще одной статьей пополнилась моя копилка ссылок для клиентов. Это статья Максима Ильина «Гнев Человеческий: 10 Психодидактических Тезисов», в которой он делится теорией, тактикой и техникой психологической работы с гневом, которых придерживается в своей практике. В публикации автор ссылается на работы Альберта Эллиса и его ученика и последователя Рэймонда ДиДжузеппе.

Нам порой сложно иметь дело с сильными аффектами, а гнев, ярость - это очень заряженная и порой пугающая нас самих эмоция. Зачастую нам сложно поверить, что есть способы что-то сделать. Нам хочется верить в чудо, что магическим образом что-то поможет преодолеть гнев и ярость. В статье описана природа нашего гнева — откуда, почему и зачем гнев нам нужен и какие инструменты могут помочь справиться с иррациональными убеждениями, вызывающими эти эмоции, какова природа этих убеждений. Автор подчеркивает важность и возможность выбора, труда и дисциплины и в целом статья, на мой взгляд, мотивирующая и вдохновляющая, показывающая путь как справиться без волшебной палочки.

Особенно интересной мне показалась та часть публикации, где автор объясняет в чем различие в РЭПТ здоровых (функциональных) и нездоровых (дисфункциональных) эмоций в частности - гнева. РЭПТ-консультанту необходимо рассказывать клиенту об этом — это часть психобразования. Впрочем у меня был опыт дискуссий и с коллегами других направлений, где такого деления нет, где априори все эмоции естественны, и что значит «нездоровая»? На этот вопрос отлично ответил Максим Ильин. Далее цитата:

5. По плодам их узнаете: отличие здорового гнева от нездорового оценивается прежде всего по следствиям, а не по причинам
Законно будет спросить - почему же именно мы относим некоторые формы гнева к здоровым (уместным и функциональным), а другие к нездоровым? Что за неполиткорректная дискриминация, ведь в интернете же чёрным по белому написано, что любые эмоции классные и прекрасные, их просто нужно легализовать, разместить, валидировать, контейнировать и всё будет хорошо?
В двух словах, испытывая недовольство (и его родню), мы можем сохранять трезвость мысли, держим свои импульсы под контролем, не переживаем какие-то болезненные и опасные для здоровья симптомы, и в целом ведём себя гибко и уравновешенно.
Детальнее, это можно обрисовать так:
Мы выражаем своё недовольство или возмущение поведением или ситуацией в прямой утвердительной, не агрессивной и не пассивной манере
Мы озвучиваем просьбу, но не ультимативные угрозы и требования, насчёт желательных изменений в адрес другого человека (или пытаемся найти способы изменить объективную ситуацию, если она не касается поведения других)
После того, как мы предприняли необходимые шаги, чтобы разобраться с неудовлетворительными для нас обстоятельствами - мы можем спокойно покинуть эту ситуацию без агрессии и прочего (или же остаться в ней, понимая, что на изменения нужно время)
Мы способны проявить здоровую долю эмпатии - то есть попытаться рассмотреть ситуацию с точки зрения других, не считая себя априори абсолютно правыми (но и не отрицая свою перспективу тоже)
Иногда мы можем думать о том, что поведение других было намеренным и у них был какой-то преступный умысел, однако не держимся за такие допущения категорически, рассматривая их как гипотезы; также мысли о мести и возмездии, если и есть, то скорее мимолётные, нежели навязчивые и затяжные
Переживая же бешенство (итп), мы, совсем напротив, перестаём мыслить здраво и адекватно, поступаем импульсивно (о чём потом часто жалеем) и нас мучают довольно интенсивные физические симптомы.
Если подробнее:
Из очевидного - мы склонны агрессивно нападать на объект злости - словесно, физически, прямо или косвенно
Мы можем, ненамеренно, сместить свою агрессию на другие вещи или людей, не имеющих отношения к изначальной ситуации (в психоанализе это называют "смещение импульса" или "дислокация", считается защитной операцией, но по сути это просто импульсивная разрядка злобы на то, что под руку подвернулось)
Мы демонстративно покидаем ситуацию, где испытали ярость, в агрессивной манере
Мы ищем "союзников" против "преступника"
Мысленно мы склонны переоценивать степень умышленности в нежелательном поведении других, находить там зловредные намерения (которых, возможно, и нет), рассматривать свою позицию как абсолютно правильную, а оппонента - как совершенно неправильную, благодаря чему неспособны оценить его точку зрения здраво; ещё мы часто любим проворачивать планы страшной мести полагаемым обидчикам и фантазировать на тему своего триумфа - всё это по кругу раз за разом
Дело в том, что даже дисфункциональные эмоции вполне валидны - то есть, в принципе понятны и объяснимы, за ними стоит пусть иррациональная, но определённая логика и смысл. И к тому же даже у них есть одна очень полезная особенность: если здоровые чувства дают нам понять, что что-то идёт не так в окружающем мире, то нездоровые сигнализируют о том, что нечто не вполне в порядке в мире внутреннем (а именно - имеются иррациональные верования, которые стоит обнаружить, оспорить и обратить в рациональные).

Приятного и полезного вам чтения:

Гнев Человеческий: 10 Психодидактических Тезисов

Подписывайтесь на мои соцсети: мой новый телеграм канал, в котором мы оправимся в путешествие в одно из самых сложных, запутанных, болезненных, но и самых прекрасных и значимых пространств нашей жизни – в мир близких отношений За Кулисами Отношений - пространство между