… то «Франция, несомненно, не только полностью покорила бы Испанию, но и сохранила бы ее». Между прочим, это сказал Наполеон Бонапарт. В принципе он много чего наговорил сомнительного, но всё-таки.
Вот еще одно его высказывание о маршале Сюше. На вопрос, кого он считает самым способным французским генералом, Наполеон ответил: «Трудно сказать… Возможно, Сюше». Так почему же он не взял с собой под Ватерлоо этого самого способного полководца?
Луи Габриэль Сюше родился 2 марта 1770 года в семье лионских буржуа. То ли торговцев шелком, то ли мануфактурщиков – это непринципиально. Важно, что до самой революции 1789 года молодой Сюше готовился идти по стопам предков.
Дальше парень покатился по наклонной – вступил в Национальную гвардию. 20 апреля 1792 года начались революционные войны, а уже в мае в Национальной гвардии появился рядовой Сюше.
Карьера сообразительного молодого человека в гвардии оказалась стремительной. В 1793 году он уже подполковник и командир батальона. С этим батальоном участвовал в осаде Тулона. В одной из атак его батальон захватил в плен английского генерала.
С 1794 года батальон Сюше входит в состав Итальянской армии. Тут он дослужился до командира полубригады (полка), в каковом качестве и принял участие в Итальянской кампании Наполеона Бонапарта.
До сих пор Сюше был исправный или даже талантливый штаб-офицер, командир полка. В 1798 году он уже бригадный генерал и пробует себя в качестве начальника штаба армии. Сначала у Брюна в Швейцарии, затем у Жубера в Италии. Летом 1799 года Сюше произведен в дивизионные генералы.
Если вы хорошо помните Итальянскую кампанию Суворова, имя Жубера для вас связано со сражением при Нови 15 августа 1799 года. Именно тут Суворов преподал урок военного искусства и Жуберу, и Моро, и Сюше. Жубер погиб в сражении. Моро принял командование отступающей армией. Сюше же был потрясен гибелью командира и друга.
В 1800 году дивизионный генерал Сюше командует левым крылом Итальянской армии Массена. Армия в целом потерпела поражение. Массена оказался заперт в Генуе, где позже и капитулировал.
Сюше смог оказать влияние на исход всей кампании. Дело в том, что генерал перешел к активным действиям в нужный момент и задержал переброску австрийских подкреплений против Наполеона, чем косвенно способствовал победе французов при Маренго.
Тем не менее Сюше не вошел в список 18 маршалов империи 1804 года. Он стал командиром дивизии в корпусе маршала Ланна. В этом качестве Сюше отличился в кампаниях 1805-1807 годов. Участвовал в сражениях при Аустерлице, при Йене, при Пултуске.
Но командир дивизии есть лицо подчиненное командиру корпуса. И Сюше почти не имел возможности проявить себя как самостоятельный полководец. Наконец в 1808 году он получает свое собственное командование – корпус в Испании.
Испания! Скольким полководцам Наполеона она сломала или испортила карьеру. Но только не Сюше. Пожалуй, это единственный из маршалов, сумевший сделать себе на Испании имя.
Между прочим. Именно действиям корпуса Сюше в Испании посвятил свой художественный роман «Испанская война и Тайна тамплиеров» Олег Соколов. Тот самый историк-наполеоновед, которого осудили за убийство аспирантки. Между нами говоря, ну так себе роман.
Пока прочие маршалы Наполеона терпели поражения и сдавали позицию за позицией, корпус Сюше (заметим, весьма ограниченный в средствах) вел успешную войну в Арагоне, Каталонии и Валенсии. О результатах деятельности Сюше достаточно сказать: с 1809 по 1812 год он взял в плен около 50 тысяч солдат противника. При том, что сам не располагал и 17 тысячами.
Сюше выиграл ряд сражений, захватил ряд городов-крепостей с гарнизонами, превышающими численность осадного корпуса французов. Смог усмирить вверенные ему провинции. Сюше, в отличие от, скажем, соседа Сульта, не грабил безбожно население, но старался навести порядок. Впрочем, где надо, его войска проявляли жестокость с истреблением всех сопротивляющихся.
Признанием заслуг и успехов Сюше стало присвоение ему 8 июля 1811 года звания маршала империи. Вот так, пока одни губили карьеру в Испании, Сюше там ее сделал.
Маршал удерживал Каталонию вплоть до отречения Наполеона Бонапарта. Заметим, равно как и Даву удерживал Гамбург. Эти два маршала не сдались, но сложили оружие уже после окончания войны. Они же оказались на стороне Наполеона во время 100 дней. И обоих Наполеон не взял с собой в Бельгию. Возможно, совершив тем самым большую ошибку.
С Даву вроде бы ясно. Наполеон оставил его в Париже военным министром. Дескать, я могу доверять только вам. Но Сюше? Многие историки считают, что окажись Сюше вместо Сульта начальником штаба, кампания Ватерлоо могла пройти для Наполеона успешно.
Возможно, дело в том, что Сюше не перешел сразу на сторону бежавшего с Эльбы Наполеона. Он до бегства Людовика XVIII сохранял верность Бурбонам. Вот и остался при Бонапарте командовать обсервационным корпусом на второстепенном (альпийском) направлении.
Но как ни крути,а на сторону Наполеона Сюше перешел. А значит подвергся репрессиям со стороны вернувшихся Бурбонов. Его имя вычеркнули из списка пэров и лишили командования. Чуть позже Сюше восстановили в чинах, но карьера его уже закончилась.
Впрочем, кончалась и жизнь. Маршал Сюше скончался 3 января 1826 года.