Найти в Дзене
Internetwar. Исторический журнал

Испанская война и Тайна тамплиеров

Когда Олега Соколова арестовали за убийство аспирантки, в интернете много написали о том, что потеряла историческая наука. Но Соколов, кроме научных книжек, писал и художественные. В частности, историко-авантюрный роман «Испанская война и Тайна тамплиеров». Потеряла ли что-то важное русская литература с арестом О.В. Соколова? В аннотации смешаны в одну кучу «Три мушкетера» и «Капитан Алатристе». По духу и смыслу разные, между нами говоря, произведения. Сколь наплевательски относился к истории Дюма, столь нежно собирал всё важное для описываемой эпохи Перес-Реверте, в принципе не уступающий Дюма по мастерству. А что Соколов? На что больше похож его роман? На Дюма? На Перес-Реверте? Вы знаете, ни на того и ни на другого. И в тоже время на обоих вместе взятых. Если коротко, то в книге Соколова историческая часть на уровне Перес-Реверте, а авантюрная также незамысловата, прямолинейна и старорежимна как у Дюма. Сюжет построен на поисках сокровищ тамплиеров в Испании 1810 года. Главный герой
Часть обложки книги
Часть обложки книги

Когда Олега Соколова арестовали за убийство аспирантки, в интернете много написали о том, что потеряла историческая наука. Но Соколов, кроме научных книжек, писал и художественные. В частности, историко-авантюрный роман «Испанская война и Тайна тамплиеров». Потеряла ли что-то важное русская литература с арестом О.В. Соколова?

В аннотации смешаны в одну кучу «Три мушкетера» и «Капитан Алатристе». По духу и смыслу разные, между нами говоря, произведения. Сколь наплевательски относился к истории Дюма, столь нежно собирал всё важное для описываемой эпохи Перес-Реверте, в принципе не уступающий Дюма по мастерству.

А что Соколов? На что больше похож его роман? На Дюма? На Перес-Реверте? Вы знаете, ни на того и ни на другого. И в тоже время на обоих вместе взятых. Если коротко, то в книге Соколова историческая часть на уровне Перес-Реверте, а авантюрная также незамысловата, прямолинейна и старорежимна как у Дюма.

Арт на тему наполеоновских войн, Яндекс.Картинки
Арт на тему наполеоновских войн, Яндекс.Картинки

Сюжет построен на поисках сокровищ тамплиеров в Испании 1810 года. Главный герой французский капитан-драгун Анри де Крессэ служит в испанской Сарагосе в корпусе генерала Сюше. В руки Сюше попадает старый зашифрованный документ. Крессэ как самый образованный офицер в корпусе берется его расшифровать.

В документе указано на место, куда тамплиеры спрятали ни много ни мало, а тот самый Грааль, за которым кто только не охотился. И, видимо, еще долго будут охотиться в художественной литературе и кино.

Далее следует привязка к историческим событиям, к боям за испанские города и крепости. Документ указывает на один тайник, сокрытый в городе, занятом испанцами. В тайнике следующая подсказка – и опять на крепость с испанцами. Соответственно, Крессэ и французская армия перемещаются по Испании, штурмуя город за городом.

В принципе, на такой основе можно было бы создать увлекательный приключенческий сюжет. И создали бы, попади он в руки опытному поп-литератору типа Дэна Брауна. Но у Олега Соколова опыта художественного литераторства не в пример меньше. И он следует по сюжету, аки слепой придерживаясь стены, еще в XIX веке очерченной каноном историко-авантюрного романа.

Арт на тему наполеоновских войн, Яндекс.Картинки
Арт на тему наполеоновских войн, Яндекс.Картинки

Здесь присутствуют самые яркие клише жанра. Прекрасная незнакомка, в которую мигом влюбляется благородный главный герой. Мерзкие злодеи в качестве препятствий на пути к любви и сокровищу. Стремительное развитие чувств, произрастающее от неумения закрутить сюжет пореалистичнее. Пули и клинки, неизменно ударяющие мимо главных героев. Зато те, в свою очередь, валят противников пачками.

Кроме того, незамысловатые диалоги, цель которых не показать характер и его развитие, а поскорее перевести читателя из одной сцены в другую, дать новую вводную. Да и какое там развитие характеров, если писатель просто своим авторским словом очерчивает отношения между персонажами или новые чувства их друг к другу. Быстро, просто и неправдоподобно. Как и полагается в бульварном романе XIX века. Хотя книга и написана уже в XXI.

Сильной стороной книги могла бы стать история. Реальная, основанная на знании автором документов, вытаскивающем на свет божий не самую известную часть истории наполеоновских войн. И тут он, конечно, точен (сам не проверял, но доверяю Соколову как историку). Походы, соотношение сил, детали сражений, осад и штурмов – всё, наверное, в соответствие с историческим знанием сего дня.

Но подкованность автора и неумение воспользоваться ею дозировано и здесь подвели Соколова. Он слишком ударяется в подробности. Сколько абзацев посвящено им описанию мундиров, головных уборов, деталей вооружения или конской сбруи. То де Крессэ надевает такой мундир, и это означает… (следует подробное объяснение, что это означает). То он решает надеть другую каску, и это означает… (опять кусочек лекции).

Арт на тему наполеоновских войн, Яндекс.Картинки
Арт на тему наполеоновских войн, Яндекс.Картинки

В общем, масса ментиков, касок, доломанов, ташек способна загнать не готового к такой реконструкции читателя в панику. Местами возникает ощущение, что перед тобой не роман, а книга об униформе наполеоновской армии.

Не продуманное до конца подчинение приключенческого сюжета историческим событиям имеет следствием периодическое провисание интриги. Если между боями прошли месяцы, а автор привязал к этим боям свою тайну тамплиеров, то он поневоле вынужден проскакивать этот отрезок времени, проглатывать его, неубедительно пояснять, почему герои так долго не встречались.

Более умелые и опытные поп-литераторы типа Акунина умудрялись изящнее выворачиваться в таких ситуациях. Соколову же не хватило или терпения или умения.

Вывод. Роман «Испанская война и Тайна тамплиеров» не стал важным событием не только в литературе вообще, но и в рамках исторического романа в частности. Хороший историк, даже неплохо для ученого владеющий словом всё-таки не вытягивает на роль писателя. Можно успокоиться, поскольку с арестом Олега Соколова русская литература не потеряла ничего ценного.

5 из 10