Найти тему
Учительская

Что не так с новыми ФГОС?

Прошел год, как учителя живут в реалиях обновленных ФГОС (Федеральные Государственные Образовательные Стандарты). Скажем так, никто не был против прошлых стандартов и за 10 лет (прошлый переход был в 2009 - 2012 годах) они стали удобными, так как новизна документа (до этого были ГОСы), размытость формулировок требований к содержанию образования по предметам, фактически, давала полную свободу преподавания.

Напомню, кто забыл (а может, кто и не знал), ФГОС II поколения осуществили удачную попытку перехода от предметных результатов к личностным, тем самым изменив иерархию формируемых результатов (смотрим рис. 1). Еще одним прекрасным введением стала вариативная база (ФПУ) учебников допущенных к использованию в образовательном процессе.

Рис. 1. Иерархия формируемых результатов по степени важности в обновленных ФГОС III
Рис. 1. Иерархия формируемых результатов по степени важности в обновленных ФГОС III

1. ФГОС III поколения решили не менять эту славную, результативную лестницу в прекрасное светлое будущее. Наоборот, они углубили формирование личностных результатов, на почему-то решили ничего не менять для метапредметных и предметных результатов. То есть увеличили временную базу формирования одних результатов за счет сокращения времени для других? Ярким примером, этой «дележки» стали «Разговоры о важном», которые в большинстве школ проводятся вместо первого урока (минус 40 минут от какого-то предмета), а не в свободное от учебы время.

2. Направление ФГОС III, создать единое образовательное пространство при сохранении вариативности программ осталось в приоритетах. Причем, акцент сделан на математике, информатике, физике, химии и биологии. И как учитель химии и биологии, я должен порадоваться, ведь ученики смогут больше погрузиться в изучение предметов. Но нет, прыгать от счастья я не стану, потому что слово (вариативность) есть, а учебников нет. Для многих преподавателей (и я в том числе), любимые учебно-методические комплексы по химии «Кузнецовой Н.Е., Титова И.М., Гара Н. Н.», «Рудзитиса Г. Е. и Фельдмана Ф. Г.» и биологии «Пономаревой И. Н.» просто убрали из ФПУ на новый (2023-2024) учебный год. Что влечет за собой определенные трудности в выборе методов и средств обучения. Однако, не все так плохо, учебников по технологии аж целых 60 наименований, а по химии и биологии по 4 штуки. У нас нет педагогов-химиков-биологов, способных написать качественное пособие?

В течении текущего (2022-2023) учебного года, я еще тешил себя надеждой, что мне выдадут новое издание учебника по химии под редакцией Габриэляна О. С., чтобы осуществить плавный переход. Но их все не было, а брать материалы из старого я побоялся (вдруг переиздание будет изменено до неузнаваемости и что мне потом делать прикажете). В общем, агрессивно ждем новых УМК!

3. Роль электронного обучения в обновленной прошивке ФГОС утверждена такими фразами:

«Основное общее образование может быть получено вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность (здесь подразумевается ДОТ и ЭОР), в форме семейного образования. Допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения»
«Современные процедуры создания, поиска, сбора, анализа, обработки, хранения и представления информации; дистанционное взаимодействие всех участников образовательных отношений (обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников, органов управления в сфере образования, общественности), может осуществляться в рамках дистанционного образования (а здесь, уже однозначно, утверждаются данные формы ОП)»

Феноменально-гениально! То есть, на базе образовательных организаций услуги теперь можно получить не только непосредственно в школе, но и дистанционно «вне ОО»? Это как? Учитель должен сначала провести обучение в классно-урочной форме, а затем, после 8 часов работы, сесть за компьютер и провести дистанционное обучение, или все же ребенок сам должен это обучение как-то пройти? А контроль результатов освоения ОП, осуществлять в соответствии с чем? С тем, чему учитель в школе научил или у ребенка должна быть личная рабочая программа? В таком случае, чем это отличается от семейного образования? В общем, кто-нибудь объясните, что с этим делать, а то сейчас все уйдут учиться «вне организаций», а учителя останутся крайними в возникшей неразберихе.

4. В новых стандартах более детально описаны требования к внеучебной деятельности и дополнительным занятиям. Конкретика - это прекрасно! Но, опять же, не указано, кто должен это организовывать и выполнять. Знаю, что сейчас учителя проявляют инициативу и делают все сами (как бы по мягче выразиться) из «веток и иголок». А почему они это вынуждены делать? Потому, что, если не будет процента детей занимающихся ДОПами будет плохо для всей школы.

5. Полное материально-техническое, архитектурное обеспечение всей школы, осуществимо только для школ-новостроек. Что ж, ладно, старые школы переживут отсутствие классов для хореографии, «исполнения, сочинения и аранжировки музыкальных произведений с применением традиционных народных и современных инструментов и цифровых технологий» (что это вообще такое и зачем это включать в стандарты?). Но почему ФХБ-лаборатории страдают? Они практически не оборудованы, а наглядные пособия, реактивы и оборудование еще советских времен. А эти кабинеты используются в том числе и для научно-исследовательской работы.

6. Обязанность педагогов проходить профессиональные обучения. Да, это, наверное, идея и хорошая, на работе я сам, часто, задумываюсь пройти те, или иные курсы (все-таки я молодой специалист, а учителя обязаны учиться и день, и ночь, и день, и ночь). Но вот из чего их выбирать? Где универсальная образовательная платформа, в которой учителю можно получить бесплатное профобразование? Почему учителям навязывают различные (не всегда бесплатные), ненужные семинары, вебинары проводимые региональными ЦДО (они неинформативны, и везде, где я был они для «для галочки»), чтобы получить и предоставить сертификат о прохождении. Что это за прохождение уровней (словно в компьютерной игре) с получением ненужных достижений-ачивок?

И последнее замечание, но уже не в сторону ФГОС! Все эти положительные (без сарказма написано) изменения влекут за собой бумажки-бумажки-бумажки. Россия, как одна из самых продвинутых в цифровизации общества страна (я правда в это верю), должна стараться избавить учителей от paperwork, а не возвращаться в бумажные времена (поберегите деревья).

Литература:

1. ФГОС. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт [Электронный ресурс] // URL: https://fgos.ru/FGOS/standart_pdf.php?id=949 (дата обращения: 02.07.23)

2. ФУП. Федеральный Перечень Учебников [Электронный ресурс] // URL: https://fpu.edu.ru/ (дата обращения: 02.07.23)

-2