Найти тему
Бронзовая осень

Аллея серебристых тополей. Глава6

Не прошло и пяти минут, Мария вернулась, да не одна. Ой, как неловко было слушать, как Маруся соблазняет Эминя, такого же ссыльного, как их София

Глава 1.

Это было только начало дня. Высохшее сено нужно сметать в стога. Валки сена надо сложить в копны. Для этого двое становятся рядом и толкают сено по ряду, перевернув зубьями вверх. Тяжело, женщины упираются граблями в живот, толкают высохшее сено.

София тоже толкает, она стоит рядом с Марией и не уступает ей. Маруся улыбается одобрительно. Не подвела. Раньше копны свозили на лошадях. По лугу со смехом скакали подростки, перевозя на перегонки сено к стогам.

Нынче пришлось тащить волокуши бабам. Лошадей нет. На два срубленных ствола ивы накладывается сено и тащится по всему лугу к стогам. Не слышно ни песен, ни шуток. Тяжело. Дети и женщины волочат сено, выбиваясь из последних сил.

Укладывать сено в стог, это надо уметь. Это целая наука. Аркадий Семенович сам встал посреди первого стога. В помощницы взял Марусю, расторопная сноха у Матрены. Человек восемь подавали сено вилами со всех сторон, успевала Маруся утаптывать.

Как гордилась Авдотья мужем. Не смотри, что в годах, а эвона, что творит. Наконец, Мария взмолилась

- Семеныч! Не успеваю я утаптывать. Сгубим ведь сено. Возьми еще кого-нибудь на стог!

И то правда. Поглядел Аркадий Семенович, подумал. Вон, хорош мужик из ссыльных. Чего это ему возле бабьих юбок болтаться? Справлялись втроем. К вечеру посреди луга возвышались три высоких стога.

На ужин повариха, расторопная женщина по имени Алевтина, сварила уху из рыбы, которую выловили мальцы. Хорош вечер. Усталые, но довольные собой колхозники хлебают уху. София удивляется. И это они называют рыбой, а варево ухой? Не видели они настоящей рыбы, да и не увидят.

Съев для приличия плошку ухи, сполоснув посудину в озере, София ушла в шалаш и легла у самого края, уткнувшись носом в ароматную увядающую листву ивы. Молилась она. Чтобы родителей не тронула беда, чтобы был жив и здоров ее муж.

Послышался шорох и тихий голос Маруси

- София, ты спишь?

Не ответила София. Слишком сильно устала она сегодня. Сейчас Маруся начнет жаловаться. Может это и справедливо, но так уныло. Промолчала София.

Не прошло и пяти минут, Мария вернулась, да не одна. Ой, как неловко было слушать, как Маруся соблазняет Эминя, такого же ссыльного, как она сама. Не хочется слышать, но эти охи, вздохи сами лезут в уши.

С рассветом Эминь удалился из их шалаша. Похоже, София и две молоденькие девчушки не поняли ничего, не слышали. Однако, стоило Марусе взглянуть в глаза Софии, так сердце ее упало в пропасть. Эта все знает.

Целую неделю шел сенокос. Неделю предавалась грешной любви Мария. Не было ей удержу. Каждую ночь караулила ссыльного Эмина у шалаша и уводила его далеко на луга. Исхудала вся, излюбилась, но не могла остановиться. Ох, как сладок запретный плод!

Вернувшись через неделю София получила извещение, что ее муж погиб.

Все застыло, льдом покрылось. Нет больше никакой надежды на счастье. Нет ее единственного, посланного ей Богом, с которым венчалась и клялась в верности.

Маруся и Матрена жалели ее, старались как-то на работу полегче устроить, но Софии все равно. Одна теперь в ее жизни молитва, здоровья сыну, Мартину и родителям.

София не могла понять, почему Матрена прячет свои иконы и молится тайком. Что плохого в молитве? Почему эти женщины не ходят в церковь, она же рядом, всего за три километра. У Матрены два сына на войне, и она ставит свечки за их здравие тайком, в своем закуточке. Что это за матери? Отдали своих сыновей защищать Родину и не смеют за них молиться.

После еще было много тяжелого труда. Но София привыкла, втянулась. В один из осенних дождливых дней, когда София сидела на своей кровати, отгородившись от всех занавесью, и вышивая скатерть, в дом вошла почтальон, Раиса.

Принесла почтальонша два письма. Одно от сына, Александра, мол жив, здоров. Другое письмо, похоронка. Похоронка на ее Василечка. Милый, маленький добрый мальчик, за что его?

Понятно за что. За то, чтобы ходить вольней вольницей на луга, собирать грибы в лесу, пахать столько земли, сколько осилишь.

Продолжение читаем здесь: глава 7