Казалось бы, что такое один балл? Но если это балл первичный, то в ЕГЭ по литературе он решает очень многое. Моя ученица Анастасия, не побоявшаяся подать на апелляцию, подняла свой результат до 91 балла против 87, с чем её и поздравляю! В этом материале я предлагаю вашему вниманию работу Анастасии и анализирую её.
Вопрос 5.1: Как в приведённом фрагменте (начало главы «Последыш») описывается крестьянский мир?
В приведённом фрагменте поэмы-эпопеи Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» описывается крестьянский мир.
Во-первых, простой русский народ изображён писателем верующим. На это указывают фразы крестьян: «Бог на помочь!», «Куда вас бог несёт?..» Так, автор показывает, что вера всегда сопровождает русских людей.
Во-вторых, крестьяне упорно трудятся. Этот вывод позволяет сделать описание их работы: «Сверкнули косы, звякнули...», «Размахи сенокосные/ Идут чредою правильной...», «Коси дружней!» Данные строки указывают на трудолюбие и силу простых русских людей.
В-третьих, крестьяне услужливы, они боятся попасть в немилость помещику. На это указывает реплика Власа: «... А главное:/ Не огорчить помещика./ Рассердится - поклон ему!/ Похвалит вас – «ура» кричи...» Наставления мужчины говорят о рабской психологии крестьян.
Таким образом, простой русский народ представлен верующим, трудолюбивым и зависимым от людей, имеющих власть, то есть помещиков.
Мой анализ
Изначально за работу поставили 5 баллов из 6 возможных, сняв балл за привлечение текста произведения для аргументации. На мой взгляд это было сделано совершенно необоснованно, так как каждый тезис, выдвинутый ученицей, доказан текстом. Вероятно, именно поэтому без всяких прений на апелляции сразу было объявлено, что потерянный балл восстановлен.
Теперь давайте поговорим немного об объёме работы, её структуре, о том, к чему можно было бы придраться и что дополнить.
1. Напомню, что вопрос 5.1/5.2 не требует такого развёрнутого ответа. Сама формулировка задания говорит о том, что можно написать всего 5 предложений. Однако я никогда не советую ученикам так делать. Для того, чтобы дать хороший и доказательный ответ, следует рассматривать эту работу как мини-сочинение со всеми вытекающими. То есть писать вступление, грамотно строить тезисно-доказательную часть, делать вывод.
2. В ответе Анастасия выделила три тезиса, которые помогли ей охарактеризовать крестьян: 1) это верующие люди; 2) они упорно трудятся; 3) крестьяне услужливы, обладают рабским самосознанием. Для полноценного ответа достаточно выдвинуть два тезиса и доказать их текстом, но, если есть возможность, лучше давать три тезиса. Это помогает сделать ответ глубоким, доказательным и страхует от ошибок, связанных с не совсем верным пониманием текста. Говоря простым языком, если один тезис будет мимо, то два другие всё равно обеспечат максимальный балл.
3. Теперь несколько слов о содержании работы. Я полностью согласна с тем, что Анастасия подчеркнула трудолюбие крестьян и их глубокую веру в бога. С мыслью о зависимости крестьян от помещиков также можно согласиться, однако здесь нужно сделать акцент на том, что в главе «Последыш» описаны уже фактически свободные крестьяне. Действие поэмы-эпопеи происходит в пореформенной России, после отмены крепостного права, но они по договорённости исполняют роли крепостных перед старым помещиком.
4. Единственный термин, применение которого в ответе неуместно, это реплика. В литературоведении это фраза, которую произносит персонаж драмы в ответ на высказывание другого действующего лица. А «Кому на Руси жить хорошо» - это эпопея, то есть произведение, относящееся к лироэпосу.
Подготовила Анна Терехова
Дорогие читатели! Если кто-то имеет возможность и желание поддержать мой канал материально, буду благодарна! Публикую номер карты Сбербанка, на которую можно сделать перечисление со словом "Дар": 4276 0800 1631 4511 Анна Евгеньевна Т.