Больше всего публики в Оружейной палате собирается около витрины, в которой выставлены царские регалии: шапки, короны, скипетры. В том числе самая известная, самая легендарная, самая, самая: шапка Мономаха, которой венчались на царство русские цари.
Само собой, никакой византийский Мономах эту шапку никому не дарил. И даже к князю Владимиру Мономаху, прямое родство с которым тщательно отмечалось московскими Рюриковичами, эта шапка не имеет ни малейшего отношения с почти стопроцентной вероятностью.
Более того, мы вообще точно не знаем, когда эта шапка появилась среди сакральных регалий московского государства. Вот когда появилась та или иная корона – знаем. Когда изготовили шапку Казанскую – тоже. А вот шапку Мономаха – нет. В общем-то до коронации Ивана Грозного – предположения. Вот с коронации 1547 года и вплоть до коронации двух царей: Ивана и Петра – эта шапка совершенно точно использовалась. Иван Грозный, его сын Федор, Борис Годунов, Лжедмитрий и все Романовы до Ивана V – венчались на царство именно этой шапкой. Причем для второго царя в той уникальной ситуации, когда на русском троне оказались сразу два царя, а реальной правительницей стала их сестра, сделали другую шапку. Так что Петр Алексеевич уже венчался на царство НЕ шапкой Мономаха.
Так откуда она могла взяться?
Один из весьма возможных вариантов – это женский головной убор, который носила знатная дама из рода Чингизидов. Похожее оформление есть у украшений женского головного убора из Симферопольского клада, который совершенно точно – татарский и XIV века. Немного позже, чем в завещаниях московских князей начинает упоминаться «шапка золотая». Иван Калита в своем завещании распорядился:
«…А из одежд моих сыну моему Семену кожух красный жемчужный, шапку золотую…»
Откуда дорогая «шапка золотая» могла оказаться у Ивана Калиты?
Его родной брат Юрий, обивая ордынские пороги в попытках получить великое княжение в обход традиций, норм и правил, смог на некоторое время стать для хана Узбека настолько близким человеком, что тот выдал за него родную сестру Кончаку. Правда, брак оказался недолог. Кончака угодила в тверской плен, где и закончила свой недолгий век. Юрий потерял доверие хана и закончил свои дни, столкнувшись на ордынском торгу с тверским князем Дмитрием Грозные Очи. А шапка осталась у младшего брата Юрия Ивана. Того самого, который потом стал Калитой.
Впрочем, это только теория.
С тем же успехом, шапку могли собрать из имеющихся или вновь изготовленных деталей и московские мастера при последующих московских Рюриковичах. Скорее всего, при Василии Темном или Иване III. Потому что Иван III коронуя внука Дмитрия как своего соправителя, надел на него «Мономаховы бармы и шапку»:
«Князь великий Иван Васильевич всеа Русии... пожаловал великим княжением внука своего князя Дмитрея Ивановича… возложиша на него бармы Манамаховы и шапку…»
Откуда «Мономаховы» регалии взялись у Ивана III? Да ниоткуда. Тогда как раз пошла мода, чтобы коронационные регалии имели длительную историю, мол, не новоделами какими-то коронуемся, а славу предков на себя принимаем. Так стало принято в Европах, также действовали и в Москве. Вот и стала коронационная шапка «Мономаховой». Почему именно Владимир Мономах?
Ну в общем-то, потому что он был, есть и остается, наверное, самым уважаемым правителем древнерусского государства: храбрый и успешный воин, толковый правитель, человек, поступавший по чести. И не только потому что написал так в своем «Поучении». Но и по всем сохранившимся летописям и хроникам. Стоит ли удивляться, что далекие потомки старались связать себя с лучшим правителем из своих предков?! Французские короли и прочие герцоги тоже весьма гордились тем, что являются потомками Людовика Святого.
Так что шапка Мономаха вполне может оказаться и женской. Но документальных подтверждений ее реального происхождения и появления в московской казне нет. Есть только разные теории. И факт коронаций, начиная с Ивана Грозного.
-----------
Не ленитесь, ставьте лайки :) Они поднимают настроение и вместе с вашей подпиской помогают развитию канала.