Сразу признаюсь: это далеко не самый известный эпоним, более того, он известен только узким специалистам и давно устарел. Но привожу его здесь только для того, что он позволяет зацепиться за личность человека с крайне необычной и очень трагической судьбой.
Пару слов о самом изделии. С учётом вышесказанного, увы, я так и не нашёл изображения данного приспособления. Хотя принцип его работы понятен уже по самому названию.
Короче, СЕНСИТОМЕТР ВАРНЕРКЕ служит для измерения светочувствительности материалов. Он представляет собой пластинку - стеклянную шкалу с двадцатью пятью нумерованными полями возрастающей непрозрачности, расположенными в шахматном порядке. Эту шкалу помещают в кассету поверх испытуемого светочувствительного слоя. В качестве источника света применяют фосфоресцирующую пластинку, которая возбуждается вспышкой магния. После проявления экспонированного фотоматериала светочувствительность измеряют по порогу потемнения.
Прибор этот был распространён в конце XIX - начале XX веков, и позже был вытеснен более современными изделиями.
А вот теперь о том, кто его создал.
Начнём с того, что этого человека звали... Владислав Теофилович Малаховский (26 мая 1837 - 7 октября 1900), и был он офицером царской армии.
Родился в поместье Мацы Кружанского уезда Стрыговской волости Гродненской губернии Литовского генерал-губернаторства. Учился сначала на дому, затем в Свислочской гимназии потом в Институте инженеров путей сообщения.
По окончании обучения был направлен на службу в Динабург (сегодня - Даугавпилс), затем в Вильно (сегодня - Вильнюс), на строительство железной дороги Петербург - Варшава.
Но Владислав Малаховский оказался, выражаясь благородным языком, инсургентом (то есть человеком, который защищает свои права и свободы в группе противников, ведущих борьбу против официальной власти. А по мне - просто предателем. И когда в 1863 году в Польше вспыхнуло восстание, которое охватило Белоруссию и Литву, он стал его активным участником. Более того - ближайшим сподвижником одного из вождей левого крыла Кастуся Калиновского, с которым вместе учился в институте.
Своё отношение к власти Малаховский выражал весьма радикально. («Пусть хотя бы один угнетатель крестьян захрипит на виселице перед прежними своими неграми за донос, за невыполнение приказа и долга, за неизгладимые и невознаградимые обиды, принесенные народу» - писал он в одном из писем.) И в 1863 году отдал приказ казнить виленского предводителя дворянства Домейко.
Правда, покушение не удалось, подозрение пало на Малаховского, был выдан ордер на его арест назначено вознаграждение в 10 тысяч рублей за его голову, а сам он был заочно приговорён к смертной казни.
Пришлось бежать за границу, в Кёнигсберг (сегодня - Калининград). Там Малаховский занимался закупкой и доставкой оружия для повстанцев Калиновского.
Но потом и оттуда пришлось уехать. И в 1870 году он поселился в Лондоне под именем Леона Варнерке, польского гражданина.
С этого момента начинается совсем другая жизнь. И если бы не всё, что было до того, можно было бы с гордостью заявить - смотрите, какой молодец, этот русский офицер, какой он умница, какого гения вырастила земля русская! И ведь некоторые именно так и делают, оттого имя Малаховского (именно Малаховского, а не Варнерке) присутствует на некоторых патриотических сайтах, в списках русских, достижениями которых мы можем по праву гордится. Хотя, повторяю, на белорусских сайтах он числится белорусом, а на иностранных - поляком.
В общем, в Лондоне экс-Малаховский открыл фирму "Варнерке и Ко", занялся изготовлением фотоматериалов, научной работой и проектными исследованиями в области фотографии.
Это именно он придумал, как создать для фотопластинок сухой коллоидный светочувствительный слой, что впоследствии позволило отказаться от мокрых коллодионных пластинок, требующих полива непосредственно перед съёмкой. Это позволило полностью разделить съёмку и обработку фотоматериала, а кроме того резко снизить его вес.
И именно он в 1875 году впервые предложил использовать не твёрдые плоские светочувствительные материалы (пластины), а гибкие, рулонные. И потом сконструировал и выпустил на рынок фотоаппарат под них. Позже его идею подхватили представители британской компании Kodak.
Бизнес процветал, поскольку камеры и светочувствительные фотоматериалы его фирмы стоили недешево.
Любопытно, что под своей новой фамилией и в новом обличии Варнерке колесил по всей Европе и неоднократно заезжал как в Париж, Брюссель и Берлин, так в Москву и Санкт-Петербург. Более того, в Северной столице даже открылась Фотографическая лаборатория «Варнерке и Ко», которая за особые достижения была удостоена серебряной медали на Всероссийской выставке 1882 года в Москве.
А сам Варнерке, не опасаясь быть опознанным и разоблачённым, выступал на заседаниях Русского технического общества, числился среди членов-учредителей V (фотографического) отделения Императорского русского технического общества, наряду с Д. И. Менделеевым.
Но потом произошло ужасное: этого блестящего бизнесмена и незаурядного изобретателя обвинили в изготовлении фальшивых российских рублей, обнаружив в одном из его филиалов поддельные купюры (очень высокого качества, кстати). И хотя суд так и не смог доказать причастность Варнерке к печатанию фальшивок, он покончил с собой, застрелившись в одном из отелей Женевы.
Можно было бы сказать, мол, всё это ложь и навет, он был чистым и честным, потому что, сами понимаете, не может быть обманщиком тот, кто боролся с проклятым царизмом.
Но... В начале 1990-х во время сноса старого здания в Лондоне рабочие нашли под завалами увесистый сундук, в котором хранились старые письма, обшарпанные банкноты, фотокарточки, негативы, а также клише для печати фальшивых рублей царской России. Рабочие продали находку коллекционеру по бросовой цене, а тот выставил ее на торги в аукционный дом Phillips. Эксперты, которые изучали лот, выяснили, что архив принадлежал члену Британского королевского фотографического общества Леону Варнерке.
Увы, увы...
Вы можете поддержать канал, перечислив любую доступную вам сумму на кошелёк ЮMoney 4100 1102 6253 35 (или на карту Райффайзенбанка 2200 3005 3005 2776). И поучаствовать в создании книги по материалам этих статей. Заранее всем спасибо!