Найти в Дзене
Navygaming Channel

Макинтайр против Вахтера/Часть 1.- Знакомство

Во время Второй Мировой войны Атлантика долгое время оставалась ареной ожесточенных схваток союзных противолодочных сил с немецкими «волчьими стаями». Не даром это период боевых действий на море получил собственное название известное большинству – «Битва за Атлантику».

Конвой в море
Конвой в море

В ответ на агрессивные и слаженную тактику «волчьих стай» союзники ответили усилением охраны конвоев с подключением всех классов кораблей и авиации. Эскортные группы союзников состояли из нескольких эсминцев, шлюпов, корветов и бороздили волны океана, сопровождая один за другим конвои транспортных судов. Именно эти группы, по сути, вынесли основную тя­жесть противостояния с подводниками Кригсмарине. Причем некоторые бои кораблей эскорта отличались такой драматичностью, что заслуживают быть отмеченными более подробно. И они были точно не менее захватывающими как показали в одном американском фильме, которые вышел на экране пару лет назад. Правда, успех этих эскортных групп достигался в первую очередь профессиональной подготовкой экипажей кораблей, а главное – профессионализмом и опытом командира эскорта.

Дональд Макинтайр на мостике Н57 "Гесперус"
Дональд Макинтайр на мостике Н57 "Гесперус"

В данном рассказе речь пойдет про английскую эскортную группу В-2, которая 5 мая 1943 года покинула порт Арджентия на острове Ньюфаундленд и вышла в море на соединение с тихоходным конвоем SC-129, который следовал из канадского порта Галифакс в Англию. Корабли вел в поход коммандер Дональд Макинтайр, один из наиболее удачливых английских противолодочников.

Для справки: Дональд Макинтайр оказался не только хорошим командиром-противолодочником, но и неплохим писателем. Рекомендую, кто не читал, обязательно познакомиться с его книгой «Охотники за подводными лодками». Кстати, описываемый здесь сюжет там тоже представлен. И главное - это не единственная книга офицера.
Одна из книг -воспоминаний британского морского офицера
Одна из книг -воспоминаний британского морского офицера

В марте 1941 года Макинтайр принял под свое командование одну из первых эскортных групп в составе: эсминцы «Уолкер», «Волонтер», «Вэнок», «Садоникс», «Скимитэр» и два корвета.

В том же марте, 16-го числа, в ходе отражения атаки на очередной конвой идущий из Канады, эсминец «Вэнок» таранил и потопил подводную лодку U-100 под командой одного из трех самых знаменитых немецких подвод­ников - капитан-лейтенанта Иоахима Шепке. Причем главную роль в обнаружении ночью всплывшей лодки сыграла еще примитивная радиолокационная станция, только что установленная на корабле.

Таран эсминца "Вэнок"
Таран эсминца "Вэнок"

Лодка Шепке стала одной из первых жертв нового средства поиска подводных лодок. Что удивительно, но через полчаса гидролокатор флагмана обнаружил еще одну цель, и Макинтайр снова точно сбросил бомбы на субмарину. Всего 6 зарядов хватило, чтобы за кормой «Уолкера» всплыла лодка U-99 и прекратила бой. И это оказалась не простая немецкая субмарина – вместе с частью экипажа, которых подняли на борт британские эсминцы в плен попал «Подводник Германии «Номер один» - капитан-лейтенант Отто Кречмер.

Британский эсминец "Вэнок"
Британский эсминец "Вэнок"

По самой распространенной версии, с U-99 Макинтайру очень повезло, на лодке вышел в море новый помощник командира лейтенант Ханс-Йохен фон Кнебель-Доберитц, в прошлом - адъютант адмирала Деница. Вероятно, он решил, что и ему получить награду, и выбрал верный путь – назначение на самую прославленную лодку. Заметив английские корабли, стоявший на вахте адъютант приказал погрузиться, что Кречмер категорически запрещал своим офицерам. Английский гидролокатор в то время был несравненно лучше, чем «новорожденный» британский радиолокатор. Интересно, что и сам Макинтайр был уверен, что если бы лодка не ушла под воду, ее бы не заметили. Странно, но разве гидролокатор (шумопеленгатор в данном случае) не фиксировал шумы винтов надводных кораблей?

Немецкие подводные лодки на базе, одна из них U-99?
Немецкие подводные лодки на базе, одна из них U-99?

Интересно, сам Д.Макинтайр описывает еще одну ситуацию все с тем же Кнебель-Дберицем.

Приняв на борт после купания в Атлантике немцев, во избежание их простуды и пневмонии им предложили виски. Но Фон Кнебель-Доберитц «…надменно отказался от своей порции и демонстративно приказал всем остальным не пить вместе с нами. Он завершил эту процедуру отдачей нацистского салюта… Канонир Чаплин злобно посмотрел на него и предупредил, что если он дорожит своей жизнью, то пусть впредь воздержится от подобных выходок. Остальных пригласили выпить, и, после небольшого замешательства, они приняли приглашение и слегка расслабились». Вообщем, – идиллия.

Без сомнения, такой успех практически в первом боевом выходе послужил росту популярности Д.Макинтайра на флоте и в обществе. А вскоре он получил под свое командование новую эскортную группу

Новая группа включала: эсминцы «Гесперус» (в книге Макинтайра его именую «Вечерняя звезда»), «Ванесса», корветы «Флауэр», «Жентиан», «Клематис», «Мигнонетте», «Хетер», «Кампанула», «Шветбриан». Группа В-2, которую коммандер возглавлял с июля 1942 года, провела не один конвой и имела отличный результат – ни один транспорт из охраняемых ими не был потоплен. Вдобавок «Гесперус» пото­пил 26 декабря тараном U-357, а 25 апреля, применив новый бомбо­мет «Хеджехог», отправил на дно U-191. Им было чем гордиться!

Британский эсминец «Гесперус» (HMS Hesperus, H57), (G- and H-class), в Атлантическом океане
Британский эсминец «Гесперус» (HMS Hesperus, H57), (G- and H-class), в Атлантическом океане

Как видим, в составе новой группы заметно меньше было эсминцев. Зато не такие стремительные корветы несли большой запас глубинных бомб, и вообще достаточно хорошо подходили для задач обороны конвоя.

В мае 1943 г. разыгралась одна из грандиознейших конвойных битв. В первой декаде мая лодки группы «Амсел 1 и 2», которые не принимали участие в операции против конвоя ONS-5, вместе с группой «Рейн» (U-103, 186, 359, 403, 448, 454, 466, 468, 525, 569, 709, 752), начали развертывание для действий против конвоя НХ-237, который был обнаружен службой радиоперехвата.

9 мая 1943 года подводная лодка U-359 (обер-лейтенант Форстер) обнаружила конвой из 46 судов, но ее радиопередачу засекли и субмарину загнали под воду самолеты авианосца «Битер».

Британский эскортный авианосец D97 "Битер"
Британский эскортный авианосец D97 "Битер"

Подводники старались как могли: U-403 10 мая снова установила контакт с конвоем и отбивалась зенитным огнем от самолетов, пока на горизонте не показались эсминцы эскорта.

С востока подходила группа лодок «Дроссель» (U-89, 221, 230, 436, 456, 600, 607, 753). В это время немецкая служба радиоперехвата установила пребывание в море еще одного конвоя – SC-129 из 26 судов, и часть лодок группы «Рейн» развернулась для действий против этого конвоя, образовав с подошедшими лодками новые группы «Эльба 1» (U-231, 267, 468, 514, 525, 567, 584, 634, 650, 752) и «Эльба 2» (U-103, 107, 186, 223, 359, 383, 377, 402, 448, 454, 466, 504, 621). На помощь конвою срочно направился авианосец «Битер» с 5-й поисковой группой. Вечером 11 мая удалось перехватить сигнал с U-504 (обер-лейтенант Луис) об обнаружении конвоя.

Группа Макинтайра в несколько измененном составе (добавлен эсминец «Уайтхолл», а из корветов нет «Флауэр» и «Мигнонетте») присоединилась к конвою ранее и к описываемому моменту находилась в его охранении.

Британский эсминец I94 "Уайтхолл", напарник "Гесперуса"
Британский эсминец I94 "Уайтхолл", напарник "Гесперуса"

Необходимо отметить, что служба радиоперехвата упоминается здесь несколько раз неслучайно. К лету 1943 года англичане очень широко применяли радиоперехват на флоте. Даже не читая текста радиограмм, опытные радисты по характеру передачи определяли, когда лодка обнаружила конвой и с какой примерно дистанции осуществляется вход в эфир.

В полдень 11 мая 1943 года радист сообщил Макинтайру что, судя по характеру радиообмена, немецкие лодки конвои не обнаружили, хотя они находятся довольно близко. Такое положение сохранялось несколько часов, лодки себя не обнаруживали, но и далеко не отходили. Неожиданно в 18 час взорвались и начали тонуть сразу два транспорта: британский «Антигона» (4545 брт) и норвежский «Градо» (3082 брт). Это «прислал привет» корветтен-капитан барон Зигфрид фон Форстнер с лодки U-402. Интересно, что по словам Макинтайра, с торпедированных судов удалось снять все экипажи, погибло только два человека.

Макинтайр вспоминал: "...я был уверен в своих людях и не сомневался, что ... сумеют предупредить нас, если вблизи появятся вражеские субмарины. Первый сигнал поступил во второй половине дня 11 мая. Вокруг находились несколько лодок, но пока еще были довольно далеко от конвоя. Я привык доверять оценкам..., до сих пор он всегда оказывался прав. Видимо, в этот раз он ошибся."

До темноты корабли усиленно искали того, кто подорвал репута­цию «непробиваемого эскорта», но безуспешно.

Наступило 12 мая, конвой находился недалеко от Азорских остро­вов, все моряки на кораблях и транспортах ждали, что вот-вот в атаку пойдут «волки» Деница. Наконец, радиолокационный пост доложил: «Слабый контакт по пеленгу 230 градусов, дистанция 5 миль.» Это к конвою приближалась субмарина и в отличии от Д.Макинтайра и его эскортной группы она не имела яркой биографии, но именно поединок с ней повысил известность этого британского коммандера и его группы.

Для справки: 6 мая 1942 года верфь «Германия» в Киле передала Кригсмарине корабль «Строи­тельный номер - 653». Командир лодки поднял военно-морской флаг и в тот же день «новорожденная» U-223 была приписана к 8-й учебной флотилии подлодок в Данциге. После прохождения курса боевой подготовки на Балтике новая лод­ка зачислена в состав 6-й флотилии и перешла во французский порт Сен-Назер. И вот именно U-223 в ту ночь сделал попытку атаковать конвой и проверить подготовку британских противолодочников.
На палубе U-223
На палубе U-223

Командир новой немецкой подводной лодки был назначен капитан-лейтенант Вахтер, который оправдывал свою фамилию - он «стоял на вахте денно и нощно», изнуряя команду постоянными тренировками. Вероятно, в тот момент подводники считали, что им не повезло с командиром.

Тем более, что особой удачливостью Вахтер похвастаться не мог, но и море зря не утюжил. 3 февраля 1943 года потопил американский пароход «Дорчестер» (5649 брт), а через 20 дней – панамский танкер «Винклер» (6907 брт). Теперь, в мае командир был полон стремления продолжить список своих побед. Однако он не знал, что его путь пересекся с одним из лучших «убийц лодок» английского флота.

Впереди была схватка, ставшая одной из самых необычных ...

Окончание следует...

Источники: Макинтайр, Д. Охотники за подводными лодками. Британские противолодочные корабли против немецких субмарин. 1941-1944/ Д.Макинтайр// Пер.с англ. А.Ф.Фроловой. - М.: ЗАО Центрполиграф, 2002.- 253 с.; Залесский, К. Кригсмарине. Военно-морской флот Третьего рейха - М.:Яуза, Эксмо, 2005. - 640 с.; Боженко, П. Субмарины на войне/Подводный сборник № 2.- львов, 1996. - 80 с.

Окончание ВОТ ТУТ, читать