Найти тему
Navygaming Channel

Макинтайр против Вахтера/Часть 2.- Схватка

Продолжаем вспоминать одну из схваток в Атлантике в годы Второй мировой войны, в которой приняли участие противолодочные корабли союзников и немецкие субмарины. Окончание, начало можно прочитать ЗДЕСЬ

Итак, мы оставили британцев в тот момент, когда они обнаружили надводную цель, которая приближалась к конвою SC-129, который несколько часов назад потерял два транспорта. Интересно, что данный факт хотя и не был катастрофой для конвоя из 26 судов, но для эскортной группы В-2 это было достаточно "неприятно".

Флагман Макинтайра - эсминец "Гесперус"
Флагман Макинтайра - эсминец "Гесперус"
Макинтайр пишет: "...в тот день я был в ярости. Мало того, что вражеская лодка проникла сквозь нашу линию обороны при свете дня, но к тому же впервые за ДЕВЯТЬ месяцев, в течение которых я командовал группой В2, мы потеряли два судна из числа охраняемых. Мы очень гордились своим "сухим" счетом, который теперь основательно "подмок", и жаждали мести".

Надо ли говорить, что командир группы и его экипажи были очень мотивированы, ).

"... на корабле никто не спал. Людьми владело чувство напряженного ожидания. Даже наблюдатели не упражнялись, как обычно, в остроумии и лишь изредка обменивались негромкими репликами. Все знали, что где-то там, в темноте, нас ожидает страшная опасность..."

Коммандер Макинтайр, получив доклад об обнаружении цели, направил свой флагманский эсминец «Гесперус» полным ходом к подлодке. Вскоре английский сигнальщик в бинокль (по воспоминаниям Макинтайра, он сам заметил субмарину) заметил белый, пенный кильватерный след субмарины, хорошо видимый в неярком свете луны на темной воде. На подводной лодке увидели эсминец довольно поздно, когда он выскочил на субмарину из дождевого заряда, но тренированная команда четко исполнила приказ «Срочное погружение».

В воздух взлетели фонтаны брызг, и U-223 скрылась с глаз. Но на темной поверхности воды остались фосфорисцирующая крутящаяся воронка. По этой отметке, как по мишени, сбросили первую серию глубинных бомб. Над лодкой не успела сомкнуться вода как в месте погружения начали рваться бомбы. В лодке погас свет, силой ударов матросов бросило на палубу, и «двести двадцать третья» начала стремительное падение на глубину.

Макинтайр вспоминал: "... я знал, что мы не могли сильно ошибиться, и даже если лодка не затонула, то ее, по крайней мере, сильно потрепало. Теперь оставалось ее не упустить, не дать уйти от погони и произвести необходимый ремонт. Другими словами, вражескую лодку следовало добить".

сброс глубинных бомб с британского корабля
сброс глубинных бомб с британского корабля

А дела у немецкой субмарины действительно были неважными. Но в критической ситуации, как оказалось, подчиненные въедливого "вахтера" вспомнили его добрым словом. В полной темноте подводники действовали по cxемам, отработанным до автоматизма. Вскоре зажглось аварийное освещение, погружение (больше похожее на падение) замедлилось на глубине 180 м, лодке вернулась управляемость и она медленно пошла вперед. Появилась надежда на спасение, но от британского "охотника на подлодки" уйти было не просто.

Уточнение: в книге Д.Макинтайра командиром U-223 считается обер-лейтенант Петер Герлах, а не капитан-лейтенант Карл Юрген Вахтер. Но большинство источников свидетельствует, что до 12 января 1944 года данной субмариной командовал именно Вахтер (или Вэхтер - как кому будет угодно)

На поверхности моря Макинтайр развернулся, сбросил ход и ввел в действие гидролокатор, который показал, что цель очень глубоко. На такой глубине бомбы из реактивного бомбомета давали очень большое рассеивание и использовать "Хеджехог" становилось не целесообразно. Бомбометная команда подготовила еще одну партию «глубинок» и по команде офицера сбросила за корму. По нормативу перезарядка составляла 15 секунд (на тренажерах), но в море этого добиться было не просто!

Макинтайр доказал еще раз, что не зря заслужил известность. Даже на такой глубине бомбы взорвались близко от лодки. На ней снова погас свет и от ударной волны и огромного давления на глубине в носовой отсек стала поступать вода, начались замыкания и загорелась электропроводка. Обстановка на лодке постепенно выходила из-под контроля. Отказал один электродвигатель, многие механизмы вышли из строя, и лодка снова начала падать.

Как пишет Макинтайр (хотя странно, откуда он мог знать такие подробности?): "... один из главных двигателей был охвачен огнем. Ни один прибор не функционировал. Экипаж отчаянно пытался остановить погружение, которое возобновилось"

Все же высокая выучка экипажа позволила задержать корабль на глубине 210 м. Но и Макинтайр вцепился в лодку «мертвой хваткой», не собираясь упускать свою "добычу", и сбросил еще одну большую серию бомб, а затем пустил в ход британскую «новинку» - глубинную бомбу МК-Х.
Собственно это была даже не глубинная бомба, а разновидность мета­тельной мины времен русско-японской войны. В корпус торпеды вме­сто двигателя заливали взрывчатку и махину весом в одну тонну выст­реливали из торпедного аппарата. Взрыв глубинной бомбы с почти тонной взрывчатки был невероятной силы.

Наблюдение за морем с мостика эсминца
Наблюдение за морем с мостика эсминца

Обычно, после такого ужасающего взрыва командир лодки вставал перед дилеммой - или погибнуть, или всплыть и надеяться на свою удачу. Погибать немецким подводникам не хотелось, и Вахтер скомандовал «Всплытие».

Акустик на британском эсминце услышал характерны звук продуваемых цистерн, и Макинтайр, который готовился к очередному сбросу глубинных бомб, в свою очередь скомандовал артиллеристам «Приготовиться». И ждали они не зря - лодка вынырнула прямо перед эсминцем, но стрелять из 120-мм орудий по ней было нельзя, она была слишком близко. Как пишет Макинтайр: "...Лодка на малом ходу прошла рядом с нашим бортом", и британцам пришлось задействовать свои "эрликоны".

Эсминец «Гесперус», поливая лодку из 20-мм «эрликонов», проскочил вплотную, сбросив серию бомб с установкой на минимально безопасную для себя глубину взрыва – 15 м. Когда опали фосфоресцирующие в лунном свете фонтаны воды, оказалось, что лодка не утонула, и, более того, смогла дать ход.

"...лодка оказалась крепким орешком. Она продолжала упрямо двигаться. Освещая непотопляемую железку прожекторами, мы открыли огонь из 4,7-дюймовок. Было замечено несколько попаданий".

Стреляя из 120-мм орудия, эсминец пошел на сближение. В ответ, уворачиваясь, капитан –лейтенант Вахтер выстрелил последовательно четыре торпеды и даже попробовал пойти на таран, но это у него не получилось. По данным Макинтайра немецкая субмарина в этот период выпустила по эсминцу пять торпед, от которых "британец" отвернулся.

Главный калибр «корабля его величества» стрелял беспрестанно, немецкая лодка снова потеряла ход и стояла без движения в свете прожектора. Но упрямо не тонула. Вероятно, "бомбисты" эсминца лучше знали свое дело, чем артиллеристы. Время шло, конвой уходил все дальше, снаряды и глубинные бомб подходили к концу. К тому же, израсходовав весь запас бомб, эсминец оставался безопасным для других встретившихся лодок, такого командир себе позволить не мог.

Конечно можно было расколоть корпус лодки тараном, но существовала одна тонкость. Как уже упоминалось, 26 декабря «Гесперус» таранил U-357, и это для него не прошло бесследно. Эсминец повредил киль, разбил гидролокатор, к тому же затопило носовые отсеки. Последовавший ремонт длился более 3-х месяцев.

Британский эсминец «Гесперус» (HMS Hesperus, H57) с повреждением от столкновения с немецкой подводной лодкой U-357 возвращается в Гладстоун-Док в Ливерпуле после эскортирования морского конвоя HX219.
Британский эсминец «Гесперус» (HMS Hesperus, H57) с повреждением от столкновения с немецкой подводной лодкой U-357 возвращается в Гладстоун-Док в Ливерпуле после эскортирования морского конвоя HX219.

Другой случай был более печальным - позднее, 11 марта 1943 года коммандер Тейт на однотипном эсминце «Харвестер» таранил немецкую подводную лодку U-444. Скорость в момент удара была большая, эсминец перескочил через преграду и изуродовал себе лопасти винтов. Пока «Харвестер» беспомощно колыхал­ся на воде в ожидании помощи, его в упор «расстреляла» U-432. Погиб опытный экипаж с квалифицированным командиром. Так что такой ход был рисковым.

По итогам обоих таранов Адмиралтейство выпустило специальный приказ, которым такая форма противолодочных действий как таран не запрещалась категорически, но и не приветствовалась. Без сомнения, Макинтайр знал, что при вторичном таране его может не понять соб­ственное начальство. К тому же, если корабль получит серьезные по­вреждения, помощь придет очень не скоро.

Британский эсминец "Харвестер"
Британский эсминец "Харвестер"

После короткого совещания с командиром минно-артиллерийской боевой части командир нашел компромиссное решение попробовать загнать лодку в воду весом корабля.

"...мы уже изрядно опустошили наш боезапас, а с этим конвоем предстоит еще долго возиться. Не хочется тратить снаряды на этого упрямого ублюдка..."

Эсминец дал ход, направляясь к U-223. Вид надвигающегося для смертельного удара противника был таким впечатляющим, что без приказа стоящие на мостике унтер-офицер и матрос бросились в воду (по другой версии - людей выбросило за борт ударом). «Гесперус» приблизился и уперся форштевнем в борт лодки, дав «малый вперед». U-223 накренилась и легла на борт, однако как только форштевень соскользнул с борта, лодка выпрямилась, хотя теперь сидела в воде гораздо глубже.

Немецкий командир понимал всю критичность ситуации, поэтому Вахтер отдал сразу два приказа: «Торпедный аппарат пли», «Команде в спасательных жилетах выйти на палубу и приготовиться покидать корабль». Видимо других вариантов не было.

А вот Макинтайр удивился, он никак не ожидал еще одной торпеды, поэтому трудом уклонился от нее: "... лодка выпустила торпеду, которая прошла совсем рядом. Я невольно почувствовал нечто вроде уважения. Воинстину бесстрашный и очень опасный враг!"

Но проблема оставалась - как следовало топить немецкую субмарину? Макинтайр стоял перед необходимостью выбора: или таранить лодку, или бросить последние глубинные бомбы, которые гораздо менее эффективны против субмарины на поверхности, или «вывалить» по малозаметной цели остатки снарядов. Но судьба все решила за него, )). В момент раздумий британец увидел, как из открывшихся люков на палубу субмарины начали подниматься фигуры в темных комбинезонах с ярко заметными спасательными жилетами.

Конвой идет дальше
Конвой идет дальше

Между тем конвой за время боя ушел вперед миль на тридцать, и забота о его судьбе волновала командира эскорта все больше и больше. Тогда-то Макинтайр нашел необычное решение. Плюнуть на немцев и уйти – пусть тонут как хотят!

"...стало очевидно, что дела у лодки плохи. На мостике суетились люди, некоторые прыгали за борт. понял, что с ними все кончено, и принял решение возвращаться к конвою. Не задерживаясь ни на минуту, мы легли не обратный курс, предоставив тонущую лодку своей судьбе".

К полному изумлению немцев британский эсминец прекратил артиллерийский огонь, развернулся и исчез в темноте. Вахтер пребывал в замешательстве недолго, пожалев двух «слабонервных», бесцельно пропавших в волнах, он приказал – «По боевым постам!». Экипаж начал битву за спасение корабля. Развернувшейся работе трудно найти определение. 12 часов подряд полуоглохшие, в синяках и ссадинах люди трудились над спасением своего корабля и своей жизни. С большим трудом откачивали воду, постоянно очищая фильтры насосов от обломков, какими были полны трюмы . Хорошо подготовленный экипаж вводил в строй один механизм за другим. Небо и море оставались пустынными, немецкое везение продолжилоь. Через двенадцать часов U-223 смогла дать ход.

Схема внешнего вида подводной лодки типа VII-C
Схема внешнего вида подводной лодки типа VII-C

Самое странное, что хотя "баталия" длилась несколько часов, на лодке не было убитых и раненых, кроме двух пропавших в море! Между тем, что интересно, если придерживаться воспоминаниям Макинтайра, то немцы должны были потерять несколько человек убитыми и ранеными в результате обстрела рубки и мостика субмарины в начале боя, а также при первых минутах эвакуации, но на самом деле это было не так.

История двух членов экипажа (матрос и унтер-офицер), которые прыгнули за борт при первом таране тоже весьма примечательна. Всплыв на поверхность после прыжка с лодки, подводники наблюдали окончание боя и уход эсмин­ца. Лодку они не видели и надеялись только на то, что эсминец вернет­ся. Однако все море застилал туман и вскоре матрос потерял выдер­жку и начал громко звать на помощь. Унтер-офицер как смог успоко­ил его, а потом и волны стали потише. Поднявшийся ветер стал разго­нять туман, но начал капать мелкий дождь. Неожиданно в разрыве тумана подводники увидели темный объект, дрейфующий к ним. Это оказался резиновый плот с одного из потопленных судов. Он уже полузатонул, но выдержал вес моряков. Прошел день, наступили сумер­ки, волны снова начали крепчать. Моряки страдали от холода и голода, постоянной болтанки. Дважды плот переворачивался, и каждый раз унтep-офицер заставлял впавшего в апатию товарища залезать на плот. В третий раз это не удалось, и унтер-офицер остался в одиночестве. С рассветом волны еще усилились и приобрели пенные гребешки. Одна такая волна ударила плот и он разорвался. Казалось, что все кончено и осталось только ждать прекращения мучений. Однако во всей этой истории все шло не как обычно.

Внезапно, практически рядом с человеком посреди огромной Атлантики всплыла германская подводная лодка. Просчитать вероятность такого совпадения, наверное, невозможно. Командир вышел на мостик и бросил взгляд в бинокль, собираясь дать команду на зарядку аккумуляторных батарей. В этот момент командир немецкой субмарины обер-лейтенант Хайнц Фостер (Гейнц Фёрстер) услышал крик. Он командовал лодкой U-359, входившей в ту же группу «Эльба-2». Взглянув в бинокль, он через минуту повернул лодку к человек, болтающемуся в волнах неподалеку от корабля.

Встреча субмарин
Встреча субмарин

Он знал из сообщения штаб-квартиры, что позапрошлой ночью одна из субмарин в ходе боя потеряла двух членов экипажа, но никак не мог предположить, что найдет одного из «утопленников» в целости и сохранности. Дальше - больше! После обмена радиограммами лодки ВСТРЕТИЛИСЬ, и «пропажа» вернулась к месту службы. Кроме того, с бора подошедшей лодки передали некоторые запасные части. «Ожившая» U-223 кое-как «поковыляла» в Сен-Назер, куда прибыла через 12 дней.

Случай чудесного спасения, необычный бои с английским эсминцем и его непонятный уход очень долгое время живо обсуждался среди немецких моряков во Франции.

Нельзя не отметить, что желание британского командира сохранить боезапас себя оправдало, и вскоре Макинтайр еще раз подтвердил свою репутацию, потопив yтром этого же дня остатками глубинных бомб U-186, которая прорвалась к конвою SC-129. В тот момент он находился севернее Азорских островов.

Схема внешнего вида подводной лодки типа, к которой принадлежала U-186
Схема внешнего вида подводной лодки типа, к которой принадлежала U-186

За последние дни апреля и первые 3 недели мая через Атлантику прошло 12 конвоев, плотно прикрытых авиацией. Погибло 5 транспортов, потоплено 13 подлодок. Эра "волчьих стай" стала клониться к закату. Конвой SC-129 наверняка остался очень памятным английскому мо­ряку. Кроме боя с U-223, два потерянных тогда транспорта явились единственными, которые потеряла эскортная группа В-2 за время ак­тивных действий в море.

Фрегат "Бикертон", новый корабль Макинтайра на фоне тяжелого крейсера "Кент"
Фрегат "Бикертон", новый корабль Макинтайра на фоне тяжелого крейсера "Кент"

Судьба участников этой схватки сложилась по разному. Сам Макинтайр плавал до августа 1944 года. 28 числа в Баренцевом море его новый корабль - фрегат «Бикертон» был торпедирован подвод­ной лодкой U-354 обер-лейтенанта Ханса-Юргена Штамера. Причем Штамер попал одной торпедой из трех в авианосец «Набоб» и пытался добить его 5-торпедным залпом. Одна из торпед навелась на фрегат, ставший фактически случайной жертвой. После этого случая коммандера перевели на береговую должность.

К этому времени почти не осталось в живых других участников этих собы­тий.

Барон фон Форстнер (тот кто потопил два транспорта из конвоя SC-129) с командой U-402 погиб в Атлантике в октяб­ре 1943 года. Обер-лейтенант Хайнц Фостер (спасший унтер-офицера с U-223) погиб в районе Санто-Доминго в июле 1943 года. Главный «обидчик» Макинтайра U-354 (потопившая "Бикертон") через несколько дней, в том же августе была «подловлена» на поверхности авианосным самолетом и отправилась на дно.

Время "волчьих стай" в Атлантике постепенно прошло
Время "волчьих стай" в Атлантике постепенно прошло

Подводная лодка U-223 после памятного боя ремонтировалась до сентября 1943 года во Франции, а затем была переведена в 29-ю флотилию на Средиземном море. Там Вахтер 2 октября потопил английский пароход «Станморе» (4970 брт) и 11 декабря торпедировал английский эсминец «Кукмере»(в некоторых источниках его идентифицируют как фрегат "Какмир", 1300 т), который получил повреждения настолько сильные, что его исключили из состава флота. Затем Вахтер сдал в январе 1944 года корабль новому командиру, и счастье отвернулось от U-223. Ее потопили 30 марта 1944 года севернее Палермо глубинными бомбами английские эсминцы, которые завершили таким образом дело, начатое почти год назад «Гесперусом».

Вот такая история, а насколько она правдивая - сложно сказать. Однако она не прошла незамеченной для войны на море, даже несколько фильмов про сняли примерно по таким мотивам. По крайнем мере фильм "Под нами враг" имеет очень много общего с описанным эпизодом.

Источники: Макинтайр, Д. Охотники за подводными лодками. Британские противолодочные корабли против немецких субмарин. 1941-1944/ Д.Макинтайр// Пер.с англ. А.Ф.Фроловой. - М.: ЗАО Центрполиграф, 2002.- 253 с.; Залесский, К. Кригсмарине. Военно-морской флот Третьего рейха - М.:Яуза, Эксмо, 2005. - 640 с.; Боженко, П. Субмарины на войне/Подводный сборник № 2.- львов, 1996. - 80 с.; Материалы сети интернет.