Что, если бы мы попали на экскурсию в первобытный лес? Вот уж, где человеку пришлось бы несладко. И тем не менее – рискнём. Только не забудьте одеть непромокаемую обувь, да чтоб голенища, непременно, выше колен! Предстоящая прогулка не имеет ничего общего с приятным брожением по мягкой перине из хвои и мха.
Итак, под ногами чавкает и хлюпает тёплая, зелёная жижа. Но это, уверяю вас, не самое худшее с чем придётся столкнуться.
Двигаемся в полумраке. Пышное перекрестие, похожих на перья листьев не пропускает сюда - к подножию необъятных стволов солнечные лучи. Мы словно в шатре или бесконечном лабиринте. Воздух тяжёл, кожа мгновенно покрывается испариной, кружится голова, однако мы с вами - храбрые путешественники, продолжаем свой путь.
На самом деле папоротники не имеют листьев. То, что внешне напоминает классический лист по факту лишь промежуточная форма между веткой и листовой пластиной.
Когда приходит пора продолжить род у папоротниковых есть два варианта. Первый - простой, второй- посложнее.
Можно клонироваться - продвинуть немного вперёд корневой отпрыск и выпустить новый побег. Вот и всё! Но есть в этом существенный минус! Клонирование предполагает бесконечное повторение собственного организма со всеми его достоинствами и недостатками. До поры до времени работает. Но стоит окружающей среде немного измениться и вам уже не так комфортно. А если не немного, а весьма чувствительно? А вы не умеете менять настройки собственного тела? Как же тогда быть? Как не сгинуть без следа? То есть, как продлить жизнь своей ДНК? Для этого-то как раз и существует второй вариант (запасной) – половое размножение!
Половое размножение – это уже высший пилотаж! Уж явно, не для простачков, типа хвощей и плаунов! Половое размножение – это ого-го! Крутейший бонус!
Поскольку на выходе получается совершенно иной организм, хоть и сильно напоминающий родительскую форму, но всё-таки имеет место элемент непредсказуемости! Тайна!
Непредсказуемое сочетание генов позволит детёнышу выжить там, где родитель засохнет.
В случае с папоротниками процесс полового размножения выглядит так. Папоротник-муж и папоротник – жена целомудренно стоят в отдалении друг от друга. Никаких фривольных жестов – боже упаси! Однако, в нужный момент споровые пушки вздымаются вверх, следует мощный залп! И миллионы спор устремляются вперёд, преодолевая сопротивление липкого и влажного воздуха. Мужская клетка встречает женскую, оплодотворение происходит прямо в воздухе либо на поверхности почвы. Поскольку споры не могут лететь далеко, молодёжь развивается тут же, под кроной стариков. Ей придётся ждать не один год, пока старое растение рухнет под напором ветра и даст шанс молодой поросли.
Пробираясь по первобытному лесу, мы не услышим птичьих трелей. Птиц пока ещё нет, как и привычных нам животных. Их время ещё впереди. Однако, помимо хлюпающей под ногами воды, мы вдруг слышим грозный рокот. Неужели самолёт? Как попал сюда? Провал во времени? Воздух сотрясают удары крыльев.
Господи, птеродактиль, что ли?
Над нашими головами вьётся огромная стрекоза. Размером с утку. Или даже гуся! Её мохнатое, длинное тело ловко маневрирует среди стволов. Круглые, как блюдца, глаза явно высматривают добычу.
Мы лихорадочно вспоминаем, чем питаются стрекозы? Нектаром? Какой нектар, ведь цветковых растений на планете нет и в помине! Ах да, стрекозы – хищники! В наше время они питаются комарами, мухами, молью, пауками и даже небольшими рыбёшками!
А тогда 400 миллионов лет назад?
Гигантская стрекоза вполне могла бы напасть и на человека! Эра папоротниковых лесов, она же эра гигантских насекомых: пауки, стрекозы, а также странное насекомое, позже названное Сфекомирма Фрея – общий предок ос, пчёл и муравьёв. Всё это обитатели первобытного леса.
Сфекомирма Фрея предпочитает строить подземные замки. Интересно, что бы она сказала, узнай о том, что её потомки-пчёлы будут летать над землёй? И питаться, тем, чего просто не существует на планете?
Прошло не так уж и много, по меркам эволюции, времени – три-четыре сотни миллионов лет. Насекомых мы застали в уменьшенном виде. Маленькому прожить проще? Еды меньше надо. Тело обогреть, опять же, легче. Уменьшились папоротники. Продолжают вымирать или мутировать гиганты-млекопитающие. Кто знает, что ждёт вид Homo Sapiens, ныне царствующий на планете…
Ну, а мы возвращаемся в наш первобытный лес. Чу!
Мимо юркнуло маленькое существо размером с крысу. Проворный зверёк перескакивает с камня на камень, карабкается по валежнику, порой норовит взобраться на вертикальный ствол – да это же прапрапрадедушка всех, кто будет впоследствии выкармливать своих детёнышей молоком. Трудно ему – крохотному в мире гигантов. Ну ничего – потерпи, малыш, ещё сотню миллионов лет и всё изменится. Вот увидишь!
Продолжение - здесь!
Иллюстрации - фото автора
Спасибо за внимание, уважаемый читатель!