Найти в Дзене

Вести детский читательский дневник летом: полезная идея или бессмысленность

Многие ученики получают на летние каникулы не только список обязательного чтения, но и задание вести читательский дневник, где нужно подробно описывать каждую прочитанную книгу, героев, основную мысль произведения... И хорошо, если на этом учитель останавливается, а то бывает такой список требований, что приходится писать целые сочинения.

Само собой, это совсем не радует юных читателей, а если книга была скучная и не понравилась, то задание вообще превращается в каторгу. Давайте вместе разберемся, полезно ведение читательского дневника или нет, и почему.

С одной стороны, такой дневник, в котором подробно расписано содержание книги, основные мысли, главные и второстепенные герои - это удобный критерий, по которому легко оценить, прочел ребенок книгу или нет. Ну и к урокам литературы он уже готов - все о книге знает.

Для книголюбов ведение читательского дневника - одно из удовольствий, и дополнительное пространство для творчества и самовыражения, а заодно и мотивация читать больше. Пока записываешь мысли о прочитанной книге, учишься анализировать, критически мыслить, аргументировать свою позицию, осмысливать прочитанное и размышлять над вопросами, которые поставил перед читателем автор.

С другой стороны, для многих детей само чтение уже - обязаловка, которую они терпеть не могут, а дополнительные усилия по ведению дневника лишь еще больше оттолкнут их от книг. При этом часто к дневнику дают бессмысленные задания. Например, просят изложить краткое содержание книги. Зачем, если его за 5 минут можно найти в интернете, и такой пересказ ничего не даст ни ученику, ни учителю?

Большой список пунктов, которые должны быть в дневнике, способен убить интерес и мотивацию к его заполнению. Особенно если эти пункты скучные и бессмысленные, а заполнить надо все - сколько страниц, кто переводчик, кто иллюстратор.

-2

Так что же в итоге? У ведения читательского дневника есть несомненная польза, но к его заполнению стоит подходить нешаблонно. Отбрасывать то, что конкретному ребенку будет не по душе, и акцентировать внимание на ключевых моментах, которые не только закрепляют знания, но и развивают интерес к чтению: главная мысль произведения, сравнение с другими историями, выводы, которые ребенок сделал в конце книги, его эмоции от прочитанного.

Если сделать упор не на академичном сухом списке, а на желании узнать мнение ребенка о книге, поощрить его творчество и самовыражение, то читательский дневник будет отличным дополнением к процессу чтения. А еще мотиватором читать больше книг, любить их, говорить о них, чтобы книги стали ребенку настоящими друзьями.

Читатели, рассказывайте в комментариях, вашим детям дают задание вести читательский дневник? Как вы к этому относитесь? А вы сами в школе или после нее вели такой? Мы очень рады вашим мнениям и теплым книжным беседам. Подписаться на наш канал и читать еще больше интересного о детской литературе можно здесь.