Найти тему
Реферат

1.Классификация рынка ценных бумаг

Содержание

1.Классификация рынка ценных бумаг………………………………………….2

2.Общая характеристика государственных и муниципальных ценных бумаг11

Список использованной литературы…………………………………………24

1.Классификация рынка ценных бумаг

Кодекс закрепляет классификацию ценных бумаг, имеющую юридическое, а не экономическое значение. Речь идет о категориях предъявительских, именных и ордерных ценных бумаг. При этом далеко не каждый вид ценной бумаги может одновременно существовать в виде как предъявительских, так и именных или ордерных бумаг, поскольку закон может ограничивать такую возможность (п.2ст.145). 

Например, действующее российское законодательство разрешает выпуск акций только в форме именных ценных бумаг, а векселей - как именных, так и ордерных.

В ценной бумаге на предъявителя удостоверенные ею имущественные права принадлежат тому, кто фактически сможет предъявить ее обязанному лицу, а последний вправе и обязан произвести исполнение такому владельцу (то есть "против ценной бумаги"). Соответственно этому и для передачи другому лицу прав, удостоверенных такой бумагой, достаточно передачи самой бумаги путем ее простого вручения, без соблюдения каких бы то ни было формальностей (п. 1 ст. 146 Гражданского Кодекса). Таков, например, выигрышный лотерейный билет или предъявительская облигация.

В именной ценной бумаге удостоверенные ею имущественные права принадлежат только прямо обозначенному там лицу, которому только и может быть произведено надлежащее исполнение по такой бумаге. Поэтому при необходимости передачи права, удостоверенного именной ценной бумагой, иному лицу ее владелец должен соответствующим образом оформить уступку своего права, в частности соблюсти необходимые требования к форме такой уступки (ст. 389 Гражданского Кодекса), и уведомить о состоявшейся уступке должника - обязанное по ценной бумаге лицо (п. 3 ст. 382, ст. 385, 386 Гражданского Кодекса). В такой ситуации прежний владелец именной ценной бумаги отвечает перед новым владельцем только за действительность требования, удостоверенного ценной бумагой, но не несет ответственности за фактическое неисполнение этого требования обязанным лицом (п. 2 ст. 146, ст. 390 Гражданского Кодекса). Например, передача новому владельцу акций (являющихся в нашем обороте именными) будет означать, что прежний владелец отвечает перед приобретателем за правильность оформления своего членства в соответствующем акционерном обществе, но не несет перед ним никакой ответственности за невыплату дивидендов или банкротство общества. Таким образом, именные ценные бумаги обладают осложненной оборотоспособностью, что отличает их от предъявительских ценных бумаг, оборотоспособность которых с этой точки зрения является повышенной.

В ордерной ценной бумаге назван субъект удостоверенного ею права, что сближает ее с именной бумагой. Однако это лицо не только само вправе осуществить это право, но и назначить своим распоряжением, или приказом ("ордером"), другое уполномоченное лицо. Иначе говоря, такая ценная бумага, по сути, заранее рассчитана на возможность ее передачи (отчуждения) иному владельцу, то есть на необходимую оборотоспособность. При этом и новый владелец не лишается возможности в свою очередь передать такую бумагу другому приобретателю.

Передача прав по ордерной ценной бумаге осуществляется путем совершения непосредственно на ней (на ее обороте) передаточной надписи - индоссамента (от итальянских слов in dosso - "на спине", на обороте). При необходимости совершения множества таких надписей допускается приложение к ценной бумаге специального дополнительного листа, предназначенного исключительно для указанных целей.

Правовое положение индоссанта - лица, осуществившего передаточную надпись в ордерной бумаге, существенно отличается от положения лица, передавшего другому именную ценную бумагу, ибо он, как уже отмечалось, несет еще и ответственность за исполнимость выраженных ценной бумагой прав, то есть попадает в положение солидарного должника по этой бумаге. Правда, он может освободиться от такой ответственности путем совершения специальной оговорки к передаточной надписи ("без оборота на меня"), но такая оговорка может смутить приобретателя ордерной ценной бумаги, наведя его на мысль, что прежний владелец бумаги сам не очень уверен в осуществимости предусмотренного в ней исполнения. Новый владелец ордерной ценной бумаги - индоссат - сам вправе либо передать ее таким же образом другому приобретателю, либо установить, что исполнение по ней должно последовать не по его, приказу, а по приказу иного лица. Таковы, например, отношения по переводному векселю (тратте), который становится удобным орудием кредита, способным обслуживать потребности многих заимодавцев и плательщиков.

Пункт 3 ст. 146 Гражданского Кодекса специально предусматривает возможные виды передаточных надписей по ордерным ценным бумагам - индоссаментов. 

Такие надписи могут переносить удостоверенные ценной бумагой права на конкретное лицо приобретателя-индоссата, либо быть бланковыми ("чистыми", без указания лица, которому должно быть произведено исполнение, что сближает такой документ с предъявительской ценной бумагой), либо ордерными, то есть указывать лицо, которому или по приказу которого должно быть произведено исполнение.

Особый характер имеет перепоручительный индоссамент (п.3.ст.146 Гражданского Кодекса), который не переносит на приобретателя-индоссата никаких имущественных прав, а по сути содержит лишь поручение ему осуществить права, удостоверенные такой ценной бумагой. В данной ситуации индоссат становится представителем индоссанта - владельца и на их отношения распространяются общие нормы Гражданского Кодекса о представительстве (ст. 182).

Существующие в современной мировой практике ценные бумаги делятся на два больших класса:

-1 класс - основные ценные бумаги;

-II класс - производные ценные бумаги.

Основные ценные бумаги - это ценные бумаги, в основе которых лежат имущественные права на какой-либо актив, обычно на товар, деньги, капитал, имущество, различного рода ресурсы и др.

Основные ценные бумаги, в свою очередь, можно разбить на две подгруппы: первичные и вторичные ценные бумаги.

Первичные ценные бумаги основаны на активах, в число которых не входят сами ценные бумаги. Это, например, акции, облигации, векселя, закладные и др.

Вторичные ценные бумаги - это ценные бумаги, выпускаемые на основе первичных ценных бумаг; это ценные бумаги на сами ценные бумаги: варранты на ценные бумаги, депозитарные расписки и др.

Производная ценная бумага - это бездокументарная форма выражения имущественного права (обязательства), возникающего в связи с изменением цены лежащего в основе данной ценной бумаги биржевого актива.

Если несколько упростить это определение и сделать его менее строгим, то можно было бы сказать, что производная ценная бумага -это ценная бумага на какой-либо ценовой актив: на цены товаров (обычно, биржевых товаров: зерна, мяса, нефти, золота и т.п.); на цены основных ценных бумаг (обычно, на индексы акций, на облигации); на цены кредитного рынка (процентные ставки); на цены валютного рынка (валютные курсы) и т.п.

К производным ценным бумагам относятся: фьючерсные контракты (товарные, валютные, процентные, индексные и др.) и свободнообращающиеся опционы.

Под видом ценных бумаг будем понимать такую их совокупность, для которой все признаки, присущие ценным бумагам, являются общими, одинаковыми.

Различают классификации ценных бумаг и классификации видов ценных бумаг.

Классификации ценных бумаг - это деление ценных бумаг на виды по определенным признакам, которые им присущи.

Классификации видов ценных бумаг - это группировки ценных бумаг одного и того же вида; это деление видов ценных бумаг на подвиды. В свою очередь, подвиды могут в ряде случаев делиться еще дальше. Каждая нижестоящая классификация входит в состав той или иной вышестоящей классификации. Например, акция - один из видов ценных бумаг. Но акция может быть обыкновенной и привилегированной. Обыкновенная акция может быть одноголосной или многоголосной, с номиналом или без номинала и т.п.

Ценная бумага, как уже указывалось, обладает определенным набором характеристик (признаков). 

Временные характеристики:

- срок существования ценной бумаги: когда выпущена в обращение, на какой период времени или бессрочно;

-происхождение: ведет ли начало ценная бумага от своей    первичной основы (товар, деньги) или от других ценных бумаг.

Пространственные характеристики:

-форма существования: бумажная, или выражаясь юридически, документарная форма или безбумажная, бездокументарная форма;

-национальная принадлежность: ценная бумага отечественная или другого государства, т.е. иностранная;

-территориальная принадлежность: в каком регионе страны выпущена данная ценная бумага.

Рыночные характеристики:

-тип актива, лежащего в основе ценной бумаги, или ее исходная основа (товары, деньги, совокупные активы фирмы и др.);

-порядок владения: ценная бумага на предъявителя или на конкретное лицо (юридическое, физическое);

-форма выпуска: эмиссионная, т.е. выпускаемая отдельными сериями, внутри которых все ценные бумаги совершенно одинаковы по своим характеристикам, или не эмиссионная (индивидуальная);

-форма собственности и вид эмитента, т.е. того, кто выпускает на рынок ценную бумагу: государство, корпорации, частные лица;

-характер обращаемости: свободно обращается на рынке или есть ограничения;

-экономическая сущность с точки зрения вида прав, которые предоставляет ценная бумага;

-уровень риска: высокий, низкий и т.п.;

-наличие дохода: выплачивается по ценной бумаге какой-то доход или нет;           

-форма вложения средств: инвестируются деньги в долг или для приобретения прав собственности.

-Основными видами ценных бумаг с точки зрения их экономической сущности являются:

Акция - единичный вклад в уставный капитал акционерного общества с вытекающими из этого правами;

Облигация - единичное долговое обязательство на возврат вложенной денежной суммы через установленный срок с уплатой или без уплаты определенного дохода;

Банковский сертификат- свободно обращающееся свидетельство о депозитном (сберегательном) вкладе в банк с обязательством последнего выплаты этого вклада и процентов по нему через установленный срок;

Вексель - письменное денежное обязательство должника о возврате долга, форма и обращение которого регулируются специальным законодательством - вексельным правом;

Чек - письменное поручение чекодателя банку уплатить чекополучателю указанную в нем сумму денег;

Коносамент- документ (контракт) стандартной (международной) формы на перевозку груза, удостоверяющий его погрузку, перевозку и право на получение;

Варрант - а) документ, выдаваемый складом и подтверждающий право собственности на товар, находящийся на складе; б) документ, дающий его владельцу преимущественное право на покупку акций или облигаций какой-то компании в течение определенного срока времени по установленной цене;

Опцион- договор, в соответствии с которым одна из сторон имеет право, но не обязательство, в течение определенного срока продать (купить) у другой стороны соответствующий актив по цене, установленной при заключении договора, с уплатой за это право определенной суммы денег, называемой премией;

Фьючерсный контракт - стандартный биржевой договор купли-продажи биржевого актива через определенный срок в будущем по цене, установленной в момент заключения сделки.  

Срочные ценные бумаги - это ценные бумаги, имеющие установленный при их выпуске срок существования. Обычно срочные ценные бумаги делятся на три подвида:                          

-краткосрочные, имеющие срок обращения до 1 года;

-среднесрочные, имеющие срок обращения свыше 1 года в пределах до 5-10 лет;

-долгосрочные, имеющие срок обращения до 20- 30 лет.   Бессрочные ценные бумаги - это ценные бумаги, срок обращения которых ничем не регламентирован, т.е. они существуют "вечно" или до момента погашения, дата которого никак не обозначена при выпуске ценной бумаги.

Классическая форма существования ценной бумаги - это бумажная форма, при которой ценная бумага существует в форме документа. Развитие рынка ценных бумаг требует перехода многих видов ценных бумаг, прежде всего эмиссионных, к бездокументарной форме существования.

Инвестиционные (капитальные) ценные бумаги - ценные бумаги, являющиеся объектом для вложения капитала (акции, облигации, фьючерсные контракты и др.). 

Не инвестиционные ценные бумаги - ценные бумаги, которые обслуживают денежные расчеты на товарных или других рынках (векселя, чеки, коносаменты).  

Владение ценной бумагой может быть именное или на предъявителя. Предъявительская ценная бумага не фиксирует имя ее владельца, и ее ; обращение осуществляется путем простой передачи от одного лица к другому. Именная ценная бумага содержит имя ее владельца и, кроме того, регистрируется в специальном реестре.

Если именная ценная бумага передается другому лицу путем совершения на ней передаточной надписи (индоссамента), то она называется ордерной ценной бумагой.

Государственные ценные бумаги - это обычно различные виды облигаций.         

Негосударственные ценные бумаги - это ценные бумаги, которые выпускаются в обращение корпорациями (компаниями, банками, организациями) и даже частными лицами.

Основные виды ценных бумаг являются рыночными, т.е. могут свободно продаваться и покупаться на рынке. Однако в ряде случаев обращение ценных бумаг может быть ограничено, и ценную бумагу нельзя продать никому, кроме как тому, кто ее выпустил, и то через оговоренный срок. Такие бумаги являются нерыночными.

С точки зрения доходности ценные бумаги, как правило, являются доходными, но могут быть и бездоходными, когда при выпуске ценной бумаги не оговаривается размер дохода ее владельцу.

Деление ценных бумаг на долговые и владельческие долевые в своей основе отражает два возможных способа использования денежных средств: либо для приобретения какого-либо актива в собственность, либо во временное пользование. Если ценные бумаги выпускаются на ограниченный срок с последующим возвратом вложенных денежных сумм, то они являются долговыми бумагами. Это облигации, банковские сертификаты, векселя и др. Владельческие ценные бумаги дают право собственности на соответствующие активы. Это - акции, варианты, коносаменты и др.

Эмиссионные ценные бумаги выпускаются обычно крупными сериями, в больших количествах, и внутри каждой серии все ценные бумаги абсолютно идентичны. Это, обычно - акции и облигации.   

Не эмиссионные ценные бумаги выпускаются поштучно или небольшими сериями.

2.Общая характеристика государственных и муниципальных ценных бумаг

Общая характеристика государственных ценных бумаг. Государственные ценные бумаги - это форма существования государственного внутреннего долга; это долговые ценные бумаги, эмитентом которых выступает государство.

Государственные ценные бумаги в Российской Федерации являются наиболее цивилизованным рыночным способом формирования государственного долга. Они обеспечивают кассовое исполнение государственного бюджета путем покрытия коротких разрывов между доходами и расходами, возникающими из-за несовпадения во времени налоговых поступлений и расходов бюджета. 

Кроме того, они выступают при проведении денежно-кредитной политики государства регулятором не только денежного обращения, но и развития экономики в целом, могут выступать в качестве залога по кредиту, представленному Центральным банком Российской Федерации Правительству Российской Федерации, по ссудам, взятыми коммерческими банками у Центрального банка Российской Федерации, а также по кредитам, получаемым предприятиями в коммерческих банках. Посредством вложения денег в государственные ценные бумаги мобилизуются средства для финансирования целевых государственных и местных программ, имеющих важное социально-экономическое значение.

Российский рынок государственных ценных бумаг имеет недолгую историю. Как уже было отмечено, прежде выпускались государственные выигрышные займы, приспособленные для обращения в условиях плановой социалистической экономики. В настоящее время рынок государственных ценных бумаг представлен несколькими видами государственных долговых обязательств, которые во многом еще несут черты переходного этапа к рынку.

По своей экономической сути все виды государственных ценных бумаг являются долговыми ценными бумагами, но на практике каждая самостоятельная государственная ценная бумага получает свое собственное название, позволяющее отличать ее от других видов облигации. Обычно кроме термина "облигация" используются термины "казначейский вексель", "сертификат", "заем" и др. Каждая страна использует свою терминологию для выпускаемых государственных ценных бумаг.

Ценные бумаги государства имеют, как правило, два очень крупных преимущества перед любыми другими ценными бумагами и активами.

Во-первых, это самый высокий относительный уровень надежности для вложенных средств и соответственно минимальный риск потери основного капитала и доходов по нему.

Во-вторых, - наиболее льготное налогообложение по сравнению с другими ценными бумагами или направлениями вложений капитала. Часто на государственные ценные бумаги отсутствуют налоги на операции с ними и на получаемые доходы.

Размещение государственных ценных бумаг обычно происходит через центральные банки или министерства финансов. Основными инвесторами в зависимости от вида выпускаемых облигаций являются: население, страховые компании, банки, инвестиционные компании и фонды.

Государственные ценные бумаги могут быть в бумажной (бланковой) или безбумажной формах, то есть в виде записей на счетах в уполномоченных депозитариях. Имеется четкая тенденция к увеличению выпуска государственных ценных бумаг в безбумажной форме.

Государственные ценные бумаги размещаются разнообразными методами: это аукционные торги, открытая продажа всем желающим по установленным ценам, закрытое распространение среди определенного круга инвесторов и т.д.

Государственные ценные бумаги, как правило, занимают ведущее место на рынке облигаций, где их доля доходит до 50%, а значит и на всем рынке ценных бумаг, поскольку на последнем преобладают облигации. В структуре ГЦБ наибольший удельный вес имеют среднесрочные и долгосрочные облигации, но по отдельным странам имеется значительный разброс показателей, характеризующих место и структуру рынка ГЦБ.

Каждая страна имеет свою сложившуюся историю и практику рынка ГЦБ, что находит отражение в видах и формах выпускаемых государственных облигаций, масштабах национального рынка облигаций и его участниках, порядке размещения облигаций и особенностях их налогообложения и т.д.

Виды государственных ценных бумаг.

Государственные ценные бумаги можно классифицировать:

1. По виду эмитента:

- ценные бумаги федерального правительства;

- муниципальные ценные бумаги или ценные бумаги других уровней государственного управления;

- ценные бумаги государственных учреждений;

- ценные бумаги, которым придан статус государственных.

2. По форме обращаемости:

- рыночные ценные бумаги, которые могут свободно перепродаваться после их первичного размещения;

- нерыночные, которые не могут перепродаваться их держателями, но могут быть через определенный срок возвращены эмитенту.

3. По срокам обращения:

- краткосрочные, выпускаемые на срок обычно до 1 года;

- среднесрочные, срок обращения которых растягивается на период обычно от 1 до 5 - 10 лет;

- долгосрочные, т.е. имеющие срок обращения обычно свыше 10 - 15 лет.

4. По способу выплаты (получения) доходов:

- процентные ценные бумаги (процентная ставка может быть фиксированной, т.е. неизменной на весь период существования облигации; плавающей и ступенчатой);

- дисконтные ценные бумаги, которые размещаются по цене ниже номинальной, и эта разница (дисконт) образует доход по облигации;

- индексируемые облигации, номинальная стоимость которых возрастает, например, на индекс инфляции;

- выигрышные, доход по которым выплачивается в форме выигрышей;

- комбинированные облигации, по которым доход образуется за счет комбинации ранее перечисленных способов.

Следует также обратить внимание на то, что Федеральным законом от 28 декабря 2002 г. N 185-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" и о внесении дополнения в Федеральный закон "О некоммерческих организациях" подверглось корректировке понятие облигации.

Облигация - эмиссионная ценная бумага, закрепляющая право ее владельца на получение от эмитента облигации в предусмотренный в ней срок ее номинальной стоимости или иного имущественного эквивалента.

Законом вместо понятия держателя облигации было введено понятие ее владельца. Было установлено, что владелец облигации имеет право на получение от ее эмитента помимо номинальной ее стоимости и процента также иного имущественного эквивалента. Доходом по облигации являются процент и дисконт.

В настоящем Законе также даются понятия выпуска и дополнительного выпуска эмиссионных ценных бумаг.

Напомню, что эмиссионная ценная бумага - это любая ценная бумага, в том числе бездокументарная, которая характеризуется одновременно следующими признаками:

закрепляет совокупность имущественных и неимущественных прав, подлежащих удостоверению, уступке и безусловному осуществлению с соблюдением установленных настоящим Федеральным законом формы и порядка;

размещается выпусками;

имеет равные объем и сроки осуществления прав внутри одного выпуска вне зависимости от времени приобретения ценной бумаги.

Понятие выпуска ценных бумаг в связи с принятием названного Закона подверглось существенному изменению. 

Так, если ранее под выпуском ценных бумаг понималась совокупность ценных бумаг одного эмитента, имеющих одинаковые условия эмиссии (первичного размещения), то в соответствии с произведенными данным Законом изменениями было конкретизировано, что ценные бумаги, попадающие в один выпуск, помимо того, что они предоставляют одинаковый объем прав их владельцам, должны иметь одинаковую номинальную стоимость.

Тем же Законом было введено понятие дополнительного выпуска эмиссионных ценных бумаг. Дополнительный выпуск эмиссионных ценных бумаг - это совокупность ценных бумаг, размещаемых дополнительно к ранее размещенным ценным бумагам того же выпуска эмиссионных ценных бумаг. Ценные бумаги дополнительного выпуска размещаются на одинаковых условиях.

Итак, федеральными государственными ценными бумагами признаются ценные бумаги, выпущенные от имени Российской Федерации. Денежные средства, привлекаемые в результате размещения федеральных государственных ценных бумаг, и порядок их расходования определяются законодательством Российской Федерации.

На рынке федеральных государственных ценных бумаг присутствуют следующие участники:

Эмитент.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона "О рынке ценных бумаг" эмитентом признается юридическое лицо или органы исполнительной власти либо органы местного самоуправления, несущие от своего имени обязательства перед владельцами ценных бумаг по осуществлению прав, закрепленных ими.

Решение об эмитенте ценных бумаг Российской Федерации принимается Правительством РФ. 

Эмитентом ценных бумаг Российской Федерации выступает федеральный орган исполнительной власти, являющийся юридическим лицом, к функциям которого отнесены составление и исполнение федерального бюджета.

Министерство финансов РФ от лица Российской Федерации выступает заемщиком, а генеральным агентом по обслуживанию выпусков государственных ценных бумаг является Центральный банк Российской Федерации (Банк России).

Эмитентом на рынке государственных ценных бумаг выступает государство в лице Министерства финансов РФ. Первичное размещение облигаций, так же как и погашение, осуществляется Центральным банком РФ по поручению Министерства финансов РФ.

Следует также сказать, что в апреле 2005 года Правительство Российской Федерации утвердило положение о составе, порядке и сроках представления информации о долговых обязательствах, существующих в форме государственных займов, осуществленных путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации.

Информация о долговых обязательствах вносится в Государственную долговую книгу в срок, определенный статьей 121 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Инвестор.

Инвестором на рынке государственных ценных бумаг может быть любое юридическое или физическое лицо, приобретающее облигации и имеющее право на владение ими, резиденты и нерезиденты РФ.

Контролирующий орган.

Контролирующим органом на рынке государственных ценных бумаг выступает Банк России и Министерство финансов.

Особенность рынка государственных ценных бумаг состоит в том, что он является только биржевым фондовым рынком. Участники этого рынка называются дилерами. Основным дилером на рынке государственных ценных бумаг является Банк России, который действует на фондовом рынке по поручению Министерства финансов РФ и отражает интересы государства. Остальные дилеры являются профессиональными участниками рынка ценных бумаг.

Муниципальные ценные бумаги

Рынок муниципальных заимствований в России начал развиваться в 1992 г.

Муниципальные ценные бумаги - это способ привлечения финансовых ресурсов местными органами государственной власти в случае дефицита местного бюджета или на внебюджетные цели путем выпуска долговых ценных бумаг.

Целями выпуска таких бумаг могут быть покрытие временного дефицита местного бюджета; финансирование бесприбыльных объектов, требующих единовременных крупных средств, которыми не располагает ежегодный бюджет; строительство, реконструкция и ремонт объектов социального назначения.

Муниципальные ценные бумаги обычно выпускаются в виде муниципальных облигаций, реже - векселей. Они имеют статус государственных ценных бумаг с точки зрения вопросов налогообложения для юридических и физических лиц, а также порядка эмиссии и обращения.

Основными инвесторами для муниципальных ценных бумаг выступают местное население, коммерческие банки, страховые и пенсионные фонды, другие организации и предприятия. Приобретение этих ценных бумаг выгодно для инвесторов в связи с их более высокой доходностью и надежностью. Обеспечением муниципальных ценных бумаг обычно являются доходы соответствующего бюджета в целом или их определенные виды, муниципальное имущество либо доходы от реализации инвестиционных проектов, под которые выпущены муниципальные облигации.

Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 136-ФЗ "Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг" деление государственных ценных бумаг в России имеет следующий вид:

- федеральные государственные ценные бумаги, т.е. ценные бумаги выпускаемые федеральным правительством;

- государственные ценные бумаги субъектов Российской Федерации, т.е. ценные бумаги, выпускаемые этими субъектами государственного управления;

- муниципальные ценные бумаги, т.е. ценные бумаги, выпускаемые от имени муниципального образования.

Иначе говоря, юридический статус государственных ценных бумаг имеют лишь федеральные бумаги и бумаги субъектов Федерации, а муниципальные ценные бумаги лишены этого статуса.

Однако по существу все перечисленные группы ценных бумаг есть государственные бумаги, так как они выпускаются от лица государственного органа управления.

Итак, муниципальные ценные бумаги - это способ привлечения финансовых ресурсов местными органами государственной власти в случае дефицита местного бюджета или на внебюджетные средства путем выпуска долговых ценных бумаг.

Существуют две главные формы муниципальных займов:

- выпуск муниципальных ценных бумаг;

- ссуды.

Муниципальные ценные бумаги, как было сказано ранее, обычно выпускаются в виде муниципальных облигаций, реже - векселей.

Ссуды могут предоставляться либо по бюджетной линии - бюджетные ссуды вышестоящих бюджетов, либо коммерческими банками. В последнем случае ссуда местным органам власти обычно не отличается от аналогичных ссуд другим предприятиям и организациям.

При выборе формы займа решающее значение имеет, с одной стороны, его стоимость, т.е. та плата, которую местный орган власти должен заплатить за привлекаемые ресурсы, а с другой - наличие в нужных размерах финансовых ресурсов на соответствующем рынке капиталов.

В мировой практике выпуск муниципальных ценных бумаг является основной формой муниципального займа, поскольку это обходится дешевле, чем брать ссуду в коммерческих банках, за счет предоставляемых по этим ценным бумагам налоговых льгот.

Муниципальные ценные бумаги имеют статус государственных ценных бумаг с точки зрения вопросов налогообложения для юридических и физических лиц, а также порядка эмиссии и обращения.

Инвесторы. Как было отмечено ранее, основными покупателями муниципальных ценных бумаг выступают местное население, коммерческие банки, страховые и пенсионные фонды, другие организации и предприятия.

Доходность и надежность. Приобретение указанных ценных бумаг оказывается привлекательным для инвесторов по двум основным причинам:

- более высокая конечная их доходность по сравнению с банковскими депозитами за счет налоговых льгот;

- более высокая надежность этих ценных бумаг по сравнению с размещением свободных денежных средств в ценные бумаги акционерных обществ или в банки.

Еще большей надежностью, чем муниципальные ценные бумаги, обладают только ценные бумаги федерального правительства.

Обеспечением муниципальных ценных бумаг обычно являются доходы соответствующего бюджета в целом или их определенные виды, муниципальное имущество либо доходы от реализации инвестиционных проектов, под которые выпущены муниципальные облигации.

Механизм выпуска и обращения.

Известны случаи выпуска местных облигационных займов даже в практике СССР. Например, в марте 1929 года такой заем был выпущен московскими властями на нужды школьного, больничного и коммунального строительства.

В качестве эмитентов муниципальных облигаций могут выступать органы власти национально-государственных и административно-территориальных образований Российской Федерации:

- область - республика;

- район - округ;

- город.

Решение о муниципальном займе и форме его выпуска, обычно в виде муниципальных облигаций, принимает руководящий орган местного самоуправления. Размещение муниципального облигационного займа осуществляется через один или несколько уполномоченных на это коммерческих банков или же через другие коммерческие структуры. Выбор таких посредников для размещения муниципальных займов должен осуществляться на конкурсной основе с учетом минимизации расходов местного органа власти на выпуск и обращение облигаций. 

Уполномоченный банк (или банки) через свои отделения, отделения других банков или другие финансовые компании, с которыми он в свою очередь заключает договоры на размещение муниципального займа, реализует муниципальные облигации их конечным держателям, в первую очередь населению, различного рода финансовым фондам и др. 

Обычно муниципальные облигации являются свободно обращаемыми, т.е. их держатели могут свободно продавать и покупать облигации на биржевом или внебиржевом рынках ценных бумаг в течение всего срока, на который выпущен облигационный заем. По окончании срока облигации выкупаются (погашаются) эмитентом по их нарицательной стоимости (с выплатой соответствующего дохода, если это предусмотрено условиями займа).

Также как и облигации предприятий, муниципальные облигации могут выпускаться:

- именными и на предъявителя;

- на любые сроки (в том числе сроком на один год);

- без ограничений или с ограничениями по возможности обращения;

- под залог имущества или без совершения залога (залог при выпуске облигаций под доходы от конкретных объектов);

- купонными и бескупонными;

- в качестве как серийных (погашение суммы внутри срока займа), так и срочных (с единым сроком погашения: с фондом погашения или без него);

- с фиксированным и колеблющимся процентом;

- отзывные и без права отзыва эмитентом;

- с фондом погашения и без такового;

- с правом обратной продажи и без таковой;

- в качестве зеро-купонов;

- с застрахованными обязательствами перед инвестором и без таковых;

- с субординацией "по старшинству" и "меньшинству" различных выпусков муниципальных облигаций.

Облигации местных органов власти не относятся к составу государственного внутреннего долга и, соответственно, на них не распространяются ограничения и правила, установленные для долговых обязательств правительства.

Рассмотрим классификацию облигаций местных органов власти.

Облигации под общее обязательство о погашении задолженности:

- облигации, выпускаемые без обеспечения, под общее обязательство погасить долг и выплатить проценты. Выполнение обязательств покрывается общей способностью органа власти взимать налоги. Вместе с тем в условиях выпуска уточняется определение общей налоговой способности. Обычно выпускаются для покупателя общего, переходящего из года в год дефицита местного бюджета.

Облигации под общее обязательство с ограниченным покрытием по налоговой способности:

- облигации, выпускаемые без обеспечения, под общее обязательство погасить долг и выплатить проценты. Выполнение обязательств покрывается не общей способностью властей к взысканию налогов, а конкретным налоговым источником - взиманием налоговых платежей конкретного вида, сборов, пеней и т.д.

Облигации под целевые поступления, к ним относятся целевые облигационные займы на строительство конкретных объектов, доходы от которых будут идти на погашение займа:

- облигации, выполнение обязательств по которым обеспечивается доходами от конкретного проекта (на реализацию направляются средства, аккумулированные посредством облигационного займа). Например, строительство аэропортов (платежи авиакомпаний за использование сооружений), морских портов (арендная плата за пользование терминалами).

Облигации могут выпускаться:

- на строительство, модернизацию, ремонт и т.п. объектов, доходы от которых будут направлены на их погашение;

- на другие цели, но под доходы от объектов, находящихся в муниципальной собственности.

Обычно в условиях выпуска тщательно оговаривается, какая часть доходов может быть направлена на погашение обязательств перед держателями облигаций, а какая - на покрытие текущих издержек от эксплуатации объекта, приносящего доходы, его ремонт, модернизацию.

Краткосрочные облигации под ожидаемые налоговые или иные поступления, на покрытие кассовых дефицитов бюджета:

- с целью покрытия кассовых разрывов местные власти выпускают краткосрочные (3 - 12 месяцев) облигации при следующих вариантах погашения:

а) за счет будущих налогов;

б) за счет зачета налогоплательщикам сумм, вложенных в облигации, при определении размеров налоговых платежей;

в) под ожидаемые в будущем дотации от вышестоящих бюджетов;

г) под поступления доходов от объектов, находящихся в муниципальной собственности;

д) под сочетание на долевых началах указанных источников платежей.

В целом на муниципальные облигации распространяются теоретические положения, касающиеся облигаций вообще как одного из главных видов ценных бумаг. Размещение их осуществляется в соответствии с действующим законодательством (закрытая или открытая подписка), и эти облигации наравне с другими ценными бумагами могут продаваться и покупаться на соответствующем биржевом или внебиржевом рынке.

Список использованной литературы

1. Андреев В.В. Правовое регулирование рынка ценных бумаг в Российской Федерации. Сборник нормативных актов . 2004.

2. Васильев М. Срочный рынок в России: проблемы и перспективы // Рынок ценных бумаг. 2002.

3. Игнатов И., Трифонова А. и др. Как успешно разместить ценные бумаги на бирже? Практическое руководство по изучению возможностей IPO в РТС. М., 2003.

4.Козырь Ю.В. Применение теории опционов в практике оценки акций и активов //Рынок ценных бумаг, 2006.

5.Миркин Я.М. Акции // Деньги и кредит, 2004.

6.Миркин Я.М. Ценные бумаги и фондовый рынок. - М.: Перспектива, 2006.

7.Ценные бумаги. Сборник нормативных документов с комментариями / Сост. П.С. Изюмин. - М.: Бизнес-Информ, 2005.

8. Шовинков С.Н. Нерешенные проблемы российского фондового рынка. // Финансы и кредит. 2004.