Найти тему

Что такое наложение фракций?

Отвечая на вопрос "Что такое нефтяная фракция?" я упомянул о наложении (свинге) фракций из-за которого температура конца кипения вышележащего компонента не совпадает с температурой начала кипения нижележащего.

Визуализировать наложение фракций позволяет построение кривых разгонки - графического представления зависимости объёмной доли выкипания нефтяной фракции от температуры.

График зависимости объёмной доли выкипания нефтяных фракций от температуры
График зависимости объёмной доли выкипания нефтяных фракций от температуры

Из графика видно, что порядка 20% от объёма тяжёлого бензина и керосина находятся вне пределов выкипания целевых фракций нефти.

Причиной наложения фракций являются ограничения накладываемые:

  • конструкцией ректификационных колонн;
  • временем пребывания продукта в колонне, зависящим от производительности установки;
  • производительностью насосов подачи острого и циркуляционных орошений.

Измение любого из перечисленных факторов приведёт к существенному увеличению габаритов, металлоёмкости и стоимости оборудования, что не целесообразно, так как нефтепереработка специализируется на производстве моторных топлив, а не индивидуальных углеводородов.

Объектом управления в отношении наложения фракций, является не превышение нормативного наложения фракций, определяемое как разность температуры конца кипения вышележащей фракции и температурой начала кипения нижележащей фракции.

Свинги фракции для примера разгонки приведенного в статье "Что такое нефтяная фракция?" соответственно составят:

  • лёгкий бензин/тяжелый бензин - 80 °С;
  • тяжелый бензин/керосин - 20°С;
  • керосин/лёгкий дизель - 40°С;
  • лёгкий дизель/тяжёлый дизель - 120°С;
  • тяжёлый дизель/вакуумный дизель - 120°С;
  • вакуумный дизель газойль - 60°С;
  • газойль/гудрон - 60°С.

При превышении значений наложения фракций, требуется отрегулировать технологический режим в части увеличения количества подаваемых орошений (острого и/или циркуляционных), так как уменьшение нагрузки по сырью является экономически не обоснованной мерой.

Если статья была вам интересной и полезной, ставьте лайк, а если хотите ежедневно получать новые статьи и узнавать больше о нефтепереработке, то подписывайтесь на канал.