Отвечая на вопрос "Что такое нефтяная фракция?" я упомянул о наложении (свинге) фракций из-за которого температура конца кипения вышележащего компонента не совпадает с температурой начала кипения нижележащего.
Визуализировать наложение фракций позволяет построение кривых разгонки - графического представления зависимости объёмной доли выкипания нефтяной фракции от температуры.
Из графика видно, что порядка 20% от объёма тяжёлого бензина и керосина находятся вне пределов выкипания целевых фракций нефти.
Причиной наложения фракций являются ограничения накладываемые:
- конструкцией ректификационных колонн;
- временем пребывания продукта в колонне, зависящим от производительности установки;
- производительностью насосов подачи острого и циркуляционных орошений.
Измение любого из перечисленных факторов приведёт к существенному увеличению габаритов, металлоёмкости и стоимости оборудования, что не целесообразно, так как нефтепереработка специализируется на производстве моторных топлив, а не индивидуальных углеводородов.
Объектом управления в отношении наложения фракций, является не превышение нормативного наложения фракций, определяемое как разность температуры конца кипения вышележащей фракции и температурой начала кипения нижележащей фракции.
Свинги фракции для примера разгонки приведенного в статье "Что такое нефтяная фракция?" соответственно составят:
- лёгкий бензин/тяжелый бензин - 80 °С;
- тяжелый бензин/керосин - 20°С;
- керосин/лёгкий дизель - 40°С;
- лёгкий дизель/тяжёлый дизель - 120°С;
- тяжёлый дизель/вакуумный дизель - 120°С;
- вакуумный дизель газойль - 60°С;
- газойль/гудрон - 60°С.
При превышении значений наложения фракций, требуется отрегулировать технологический режим в части увеличения количества подаваемых орошений (острого и/или циркуляционных), так как уменьшение нагрузки по сырью является экономически не обоснованной мерой.
Если статья была вам интересной и полезной, ставьте лайк, а если хотите ежедневно получать новые статьи и узнавать больше о нефтепереработке, то подписывайтесь на канал.