Найти тему
Газета "Гудок"

Распугивал пассажиров и скреплял русские семьи. История паровозного гудка

Уверяют, что паровозный гудок возник случайно. Пар вырвался из котла с таким свистом, что распугал окрестных зевак. Создатель английской железной дороги Джордж Стефенсон решил, что это прекрасный способ предупреждать о подходе поезда.

Изобретатель провел несколько экспериментов с клапаном и создал первый однотонный гудок. В клапан подавался пар, звук получался очень резким и мощным.

Свой самый первый гудок Стефенсон установил на паровозе «Самсон» в 1833 году и тут же получил разнос от английской прессы: «Кто позволил этому дикому вою раздаваться у наших домов?! Какой шаг назад в развитии цивилизации!»

Паровоз «Самсон»
Паровоз «Самсон»

Но цивилизация сделала выбор в пользу гудка. Уже через два года изобретение Стефенсона завоевало все железные дороги. А в Лондоне существует частный музей, посетители которого готовы заплатить чтобы послушать граммофонную запись тех самых стефенсоновских гудков.

Для первой в России Царскосельской железной дороги были заказаны английские паровозы с уже установленными гудками. Но машинисты ими не пользовались: боялись распугать пассажиров. Они и так с недоверием относились к поездам, а рев гудка приводил их в ужас.

Однотонный гудок пытались заменить на мелодичный орган, но идея не прижилась. Такая система потребляла слишком много пара. Тогда пришлось вернуться к традиционному гудку, и постепенно к нему все привыкли.

Почти двадцать лет все паровозы звучали одинаково и однотонно, пока в середине 19 века одному американскому машинисту не пришла в голову идея установить не один паровой свисток, а три. Звук получился очень приятный.

1865 год считается годом создания трехтонального гудка. Механизм сразу же распространился по всему миру, его начали использовать и в России. Впервые гудок установили на паровозы Сормовского завода. Для настройки благозвучия приглашали регента из церкви.

Сормовский завод
Сормовский завод

Вскоре каждый машинист изобрел для своего гудка собственный голос. Свистки подпиливали, подтачивали, подбивали гвоздями, и они приобретали неповторимое звучание.

Говорят, семьи машинистов были одними из самых крепких. Они жили недалеко от депо. Проезжая мимо своего дома, машинист давал протяжный гудок. Жена узнавала его по звучанию и тут же начинала приготовления к приходу мужа.

После революции в России появились гудки с пятью тонами. Их переливчатый звон стал настоящей гордостью железнодорожников. Свою газету они решили назвать «Гудок».

Подписывайтесь и изучайте историю железной дороги вместе с нами!