Уверяют, что паровозный гудок возник случайно. Пар вырвался из котла с таким свистом, что распугал окрестных зевак. Создатель английской железной дороги Джордж Стефенсон решил, что это прекрасный способ предупреждать о подходе поезда.
Изобретатель провел несколько экспериментов с клапаном и создал первый однотонный гудок. В клапан подавался пар, звук получался очень резким и мощным.
Свой самый первый гудок Стефенсон установил на паровозе «Самсон» в 1833 году и тут же получил разнос от английской прессы: «Кто позволил этому дикому вою раздаваться у наших домов?! Какой шаг назад в развитии цивилизации!»
Но цивилизация сделала выбор в пользу гудка. Уже через два года изобретение Стефенсона завоевало все железные дороги. А в Лондоне существует частный музей, посетители которого готовы заплатить чтобы послушать граммофонную запись тех самых стефенсоновских гудков.
Для первой в России Царскосельской железной дороги были заказаны английские паровозы с уже установленными гудками. Но машинисты ими не пользовались: боялись распугать пассажиров. Они и так с недоверием относились к поездам, а рев гудка приводил их в ужас.
Однотонный гудок пытались заменить на мелодичный орган, но идея не прижилась. Такая система потребляла слишком много пара. Тогда пришлось вернуться к традиционному гудку, и постепенно к нему все привыкли.
Почти двадцать лет все паровозы звучали одинаково и однотонно, пока в середине 19 века одному американскому машинисту не пришла в голову идея установить не один паровой свисток, а три. Звук получился очень приятный.
1865 год считается годом создания трехтонального гудка. Механизм сразу же распространился по всему миру, его начали использовать и в России. Впервые гудок установили на паровозы Сормовского завода. Для настройки благозвучия приглашали регента из церкви.
Вскоре каждый машинист изобрел для своего гудка собственный голос. Свистки подпиливали, подтачивали, подбивали гвоздями, и они приобретали неповторимое звучание.
Говорят, семьи машинистов были одними из самых крепких. Они жили недалеко от депо. Проезжая мимо своего дома, машинист давал протяжный гудок. Жена узнавала его по звучанию и тут же начинала приготовления к приходу мужа.
После революции в России появились гудки с пятью тонами. Их переливчатый звон стал настоящей гордостью железнодорожников. Свою газету они решили назвать «Гудок».
Подписывайтесь и изучайте историю железной дороги вместе с нами!