Мы вышли в просторы безбрежнева моря,
На утлой гайдарке на Запад плывём...
Всем привет!
В этой статье я решил заглянуть в наше недавнее прошлое - эпоху брежневского застоя. А также то, что пришло ей на смену. И попытался понять - как могло всё так измениться за столь короткий период времени? И не только в стране, а и в людских душах.
Я далёк от мысли восхвалять Советскую Власть в том виде, в какой её превратили партократы. Было в то время достаточно негатива.
Всё делалось по разнарядке сверху. И в идеалы социализма уже никто не верил. А престарелое Политбюро не вызывало никакого уважения и трепета. Да и сам Брежнев стал объектом насмешек, анекдотов и эпиграмм.
Вот например одна из них:
Это что за Бармалей лезет прям на Мавзолей?
Брови длинные густые, речи длинные, пустые.
Первый маршал и герой. Отгадайте, кто такой.
Кто даст правильный ответ, тот получит десять лет.
Также немало насмешек вызвала трилогия Брежнева "Малая земля" "Возрождение" и "Целина". Никто не верил в его авторство. Вот один из продуктов народного творчества на эту тему:
Выиграл войну, поднял целину и тридцать лет молчал.
Что касается обычных людей, то достаток у них в то время был разный. Тот, кто имел доступ к дефициту, имел и дополнительную прибыль от продажи из-под полы. Как раз тогда родилась крылатая фраза: Хочешь жить - умей вертеться! Вот и вертелись, кто как мог.
Но были и нормальные чистые зарплаты, особенно у квалифицированных рабочих, дальнобойщиков и т.д.
Неплохо жила и номенклатура - партийная и производственная. Кроме хороших зарплат и всевозможных льгот, в каждом районе были для них и пункты выдачи дефицитных товаров.
Уже на закате Советской власти и мне, как главному инженеру и почти сразу - начальнику управления, случилось попасть в ряды районной номенклатуры. Показали неприметное здание у дороги - пункт выдачи дефицита.
Я и до этого замечал, что там довольно часто стояли исполкомовские и райкомовские чёрные волги. Но сам внутри этого домика не был ни разу. Что там продавали и по какой цене, так и осталось для меня загадкой.
Но в Питере с продуктами было более-менее сносно. А вот с заграничным ширпотребом была напряжёнка.
Чехословацкая обувь и текстильные товары, которым не было износу, шли нарасхват. Советский текстиль тоже делали добротным и долговечным. Но фабрикам нужен был план, и некогда было отвлекаться на то, чтобы изделия были ещё и модными.
Помню сцену из фильма того времени. Парень заходит в магазин и обращается к продавщице:
- Джинсы е?
- Ни, остались тилки одни техасы.
- А фирма гарна?
- Гарна, Ленинград.
- Ор лайт, завертайте!
Вот такое импортозамещение было в то время. Техасы вместо джинсов. Скороход вместо Цебо. И далее по списку.
Ну и конечно бичом того времени, как и всех других советских времён, была тяга к спиртному. Пили дома, после работы и даже на производстве. В рабочей среде довольно распространённое явление. Сколько рукастых и талантливых людей погубил этот коварный Зелёный Змий.
И устоявшаяся такса за все виды работ и услуг тоже была кратна бутылке водки за 3.62. Впрочем, по просьбе трудящихся и эту цену повысили. Не помню, какой она стала, но в народе ходил такой стих:
Пусть водка стала семь и восемь, мы всё равно её не бросим.
Передайте Ильичу, что нам и десять по плечу.
Но если будет стоить больше, то будет тоже, что и в Польше.
А как станет двадцать пять, будем Зимний брать опять.
Да, именно тогда лагерь социализма дал очередную трещину в Польше. Солидарность, Лех Валенса и генерал Войцех Ярузельский, который ввёл в стране военное положение.
Но не так всё было и плохо. Без страха заразиться пили лимонад из автоматов, слегка ополоснув стакан. Тоже и пиво в ларьках из одних и тех же кружек.
И никаких эпидемий не случалось. Не было в стране такого количества трудовых мигрантов из далеко не благополучных стран. И некому было разносить экзотическую заразу.
Кроме того, человек был уверен в завтрашнем дне и мог довольно точно планировать своё будущее на перспективу.
И главное - в то время люди были добрее друг к другу. И это проявлялось во многих жизненных ситуациях. Например, в шоферской среде при поломке на трассе машины, каждый тормозил и предлагал свою помощь. И за то, что подвёз пешехода в попутном направлении, тоже брать деньги было не принято.
Но уже надвигалась на страну перестройка, гласность и другие подобные понятия. И уже начали вылезать из всех щелей будущие малиновые пиджаки, девизом которых было - Бери от жизни всё!
Но это уже следующий период жизни нашей страны. Всем удачи!