Знакомая задалась в соцсетях вопросом - почему россияне мало того, что постоянно прячутся за глухими заборами, так еще и поворачивают его красивой частью наружу, предпочитая любоваться некрасивой и непокрашенной?
Впрочем, внешнее пространство от этого не становится красивее, максимум, демонстрирует финансовое положение владельца участка. Что особенно ценно для настоящих воров.
Интересно, что даже производители не заморачиваются и не выпускают заборы красивые со всех сторон. Да, такие заборы бывают, но особенным спросом не пользуются. Большинство все равно покупает те, где только красивый фасад, а себе можно и попроще, зато подешевле. Это при том, что вообще-то установка глухого забора хороших денег стоит.
Сомневаюсь, что всеобщая любовь к заборам это национальная особенность, как любят писать некоторые исследователи - раньше заборов в деревнях вовсе не было, в лучшем случае стоял плетень, защищавший огороды от скотины, а между собой соседи и вовсе межой отделывались. В этом мы ничуть не отличались от других стран, где палисадники отделены от улицы чисто символическим ограждением. А во многих местах знать не знали замков и тяжелых ворот с засовами и даже в городах ключи многие "прятали" под ковриками у входных дверей.
Заборы стали расти на глазах и становиться все более глухими в девяностых, когда впервые за десятки лет появилась частная собственность. А так как к частной собственности у нас всегда было наплевательское отношение как у власти, так и у окружающих, то издержки на поддержание видимости безопасности становились все выше и выше.
Плюс возникла насущная потребность закрываться как можно плотнее от всеведущих глаз. Впрочем, раньше эту функцию в домах выполняли плотные, глухие шторы. Порой в три слоя. Но теперь стало возможно оградиться полностью от чужих взглядов, от ненужного любопытства, зависти и разговоров на своем участке глухим забором. Многие, кого я спрашивала, зачем им это, уверяют, что без забора чувствуют себя голыми.
О чем это говорит в первую очередь? О тотальном недоверии к окружающему миру, гипертрофированной тревожности. Впрочем, обосновано. И дело тут не в шайках воров, для которых все эти заборы не более, чем плевок в душу. Любовь к глухим заборам прямо пропорциональна нашей страсти заглядывать в чужую жизнь без разрешения. Многие десятилетия вынужденной открытости, жизни в тесных коммуналках, с партсобраниями, с разборками сугубо интимных вопросов, основательно подтолкнули маятник в обратную сторону.
Но привычка хоть чем-то выделяться и быть не хуже, чем все при этом осталась...
Научные факты и ответы на лучшие комментарии на моем Телеграм-канале или ВКонтакте.
Почта для связи со мной elena@content-m.ru
Еще статьи на тему: