Найти тему
Былое и настоящее

"Сбежал из СССР и мучался от жизни на Западе". Что стало с летчиком-перебежчиком, вернувшимся в Советский Союз из Америки?

За годы Холодной войны из СССР на Запад бежало два десятка летчиков. Их судьбы во многом похожи: громкие заявления для прессы, грязь в адрес Родины и бесславная участь предателя. Советский Союз пытался вернуть беглецов вместе с угнанными самолетами, но иностранцы возвращали лишь воздушные судна, предварительно разобрав их до винтиков.

Из списка летчиков-перебежчиков, бесследно растворившихся на Западе, выбивается имя Анатолия Борзова, с легкой руки иностранных журналистов прозванного Барсовым. Он так горевал на чужбине, что наплевал на все предостережения и вернулся из Америки в Советский Союз. Что стало с перебежчиком в СССР?

Товарищи по несчастью.

9 октября 1948 года на аэродроме американской военной базы в пригороде австрийского Линца сел советский бомбардировщик Ту-2. Предварительно заправив полный бак горючего, летчики Петр Пирогов и Анатолий Борзов протянули 800 километров от аэродрома Коломыя под Ивано-Франковском до австрийского Линца.

Беглецы обомлели, когда заметили пятиконечную звезду на одном из зданий: неужели "промахнулись" и сели на советский аэродром? Но звезда принадлежала армии США, а сам аэродром находился в американской зоне оккупации Австрии. Эта страна, как и Германия, была поделена союзниками на 4 сектора.

Громкий инцидент не остался без внимания советской стороны. Вскоре в Линц приехали представители Верховного комиссара в Австрии от СССР и предложили летчикам вернуться домой. Любопытно, что на борту Ту-2 был еще бортстрелок, чье имя история не сохранила. Он узнал истинную цель полета только в воздухе, послал товарищей куда подальше и согласился вернуться в СССР.

Петр Пирогов и Анатолий Борзов. Фото в свободном доступе.
Петр Пирогов и Анатолий Борзов. Фото в свободном доступе.

Для Петра Пирогова и Анатолия Борзова началась новая жизнь. Американцы предоставили беглецам политическое убежище, вид на жительство за океаном и трибуну для громких заявлений. Побег советских летчиков стал сенсационным событием, больше года широко освещавшимся на Западе.

Интервью летчиков выходили в западной прессе с аршинными заголовками. Пирогов и Борзов выступали на пропагандистских радиостанциях, вещавших на Советский Союз. Перебежчики признались, что иностранные "голоса за тыщи миль" в свое время убедили их бежать из СССР.

Петр Пирогов быстро освоился в новой реальности и охотно шел на контакт с журналистами, поливая свою Родину грязью. Борзов, напротив, держался на всех выступлениях отстраненно, с задумчивым видом молчал и при случае брался за стакан. Разный характер двух "товарищей по несчастью" во многом определил их дальнейшую судьбу.

Разные судьбы перебежчиков.

Пирогов стал учить английский и уже в 1950 году написал книгу «Почему я сбежал». В автобиографии он дал западному читателю то, что он хотел увидеть — набор пропагандистских штампов о "жестоком тоталитарном режиме". Неудивительно, что книга быстро разлетелась с полок магазинов и неоднократно переиздавалась.

Пытаясь понравиться западному читателю, Петр Пирогов пишет о разочаровании в советской действительности, но деликатно обходит истинные причины побега. Летчик еще с военных лет был кандидатом в члены партии, служил в Германии и участвовал в воздушном параде над Красной площадью.

В Германии, еще не разделенной на ФРГ и ГДР, Пирогов имел доступ к иностранным товарам, выпивке и прочему заграничному ширпотребу. Перевод его части на Украину лейтенант воспринял болезненно. Появились наблюдения о "моральном разложении" и "неблагонадежности" лейтенанта.

Пирогов и Борзов в Америке. Фото в свободном доступе.
Пирогов и Борзов в Америке. Фото в свободном доступе.

Поэтому Пирогов с энтузиазмом начал новую жизнь на Западе и старался поскорее вписаться в американское общество. А для Борзова побег обернулся глубоким разочарованием. Старший лейтенант Анатолий Борзов состоял в партии, имел орден Красного Знамени и к 30 годам дослужился до командира звена бомбардировщиков.

Но из-за своего взрывного характера и обостренного чувства справедливости Борзов часто ругался с начальством, чем осложнил свои перспективы продвижения по службе. Перебежчик мучался от жизни на Западе, горевал из-за совершенных ошибок и глушил боль алкоголем. Свои страдания Анатолий Борзов изливал на страницах дневника.

Однажды журналисты нашли и опубликовали записки летчика. Выяснилось, как "выбравшему свободу" Борзову осточертел лживый западный образ жизни. Он тосковал по Родине и хотел поскорее вернуться домой. Больше всего переживал, конечно, за оставшегося в СССР сына, который часто являлся ему во сне.

«Пристрелят они тебя, Толя, как собаку».

К обоим летчикам как советским гражданам по протоколу были допущены советские дипломаты. Петр Пирогов прекрасно понял, как должен вести себя "хороший русский" в Америке и наотрез отказался общаться с посланниками Родины. А Борзова предложение советского посольства заинтересовало.

Посол СССР Александр Панюшкин обещал беглецу максимум 2 года лишения свободы в случае возвращения на Родину. Пирогов пытался отговорить товарища: «Пристрелят они тебя, Толя, как собаку». Но Борзов стоял на своем и согласился вернуться. О его дальнейшей судьбе существует две версии.

Петр Пирогов не верил, что после возвращения в Советский Союз Анатолий Борзов остался жив. Этой же версии придерживался дипломат-невозвращенец Владимир Петров. По его словам, за показательное возвращение перебежчика советские дипломаты получили госнаграды, а самого Анатолия в итоге расстреляли.

Анатолий Борзов в Америке. Фото в свободном доступе.
Анатолий Борзов в Америке. Фото в свободном доступе.

Эта версия перебежчиков и предателей так и осталась бы единственной, если бы человек, представившийся Анатолием Борзовым, неожиданно не объявился 15 мая 1957 года. В этот день в московском доме журналиста Борзов дал пресс-конференцию и рассказал о своей жизни.

После 5 лет заключения Анатолий вел скромную жизнь на Алтае, жалел о своем побеге и обличал американский империализм. Больше о Борзове никто не вспоминал, о его дальнейшей жизни ничего неизвестно.

Тогда же Петру Пирогову пришло письмо от Борзова, которое он посчитал подделкой спецслужб. Пирогов был убежден, что Борзова расстреляли. Думать по-другому он не мог по долгу службы: до конца дней перебежчик "продавал" антисоветчину, выступая на пропагандистских радиостанциях.

Стоило ли Анатолию Борзову возвращаться в СССР? Хотелось бы узнать ваше мнение в комментариях.