По степени «нарушенности» личности выделяют три уровня её внутреннего устройства: невротический, пограничный и психотический.
Невротики - это условно здоровые люди с отсутствием каких-то серьёзных психотравмирующих событий в прошлом, либо успешно с ними справившиеся с помощью поддержки и заботы взрослых. Они довольно эмоционально устойчивы, в основном успешно справляются с жизненными трудностями и могут строить стабильные отношения.
Пограничники - это люди, которые уже не невротики, но ещё не психотики. То есть их личность организована довольно сложно и хаотично, но какие-либо психотические проявления (бред, галлюцинации, телесные перверсии и др.) отсутствуют.
Им сложно понимать и регулировать свои эмоции, они плохо знают себя и не чувствуют собственной ценности, часто действуют импульсивно, не понимают, где проходят их собственные границы и начинаются границы другого человека, им свойственно чёрно-белое мышление и категоричность, они испытывают значительные трудности в построении разного рода отношений.
Психотический уровень тот, где заканчивается здоровье и начинается болезнь, требующая вмешательства врача психиатра.
Внутренняя организация личности формируется в первые годы жизни - примерно до пятилетнего возраста. Ребёнок рождается с некоторыми «базовыми» настройками: тип нервной системы, её возбудимость, чувствительность к внешним факторам, особенности темперамента. Однако, то, что произойдет со всем этим «богатством» дальше, в огромной степени зависит от его взаимодействия со средой. Сегодня мы поговорим о среднем, пограничном уровне личностной организации, т.к. именно такие люди чаще всего оказываются в кабинете психолога / психотерапевта и им правда очень нужна помощь. Может быть, в этом тексте вы увидите свой опыт и многое в вашей жизни встанет на свои места. А те из читателей, у кого есть дети, возможно, обратят внимание на свои стратегии воспитания и что-то переосмыслят.
Итак, что такого должны делать родители (или другие значимые взрослые), чтобы из ребёнка вырос человек пограничного уровня?
Они должны регулярно:
1)Сливать на ребёнка все свои самые тяжёлые эмоции и аффективные реакции: кричать, оскорблять, унижать, высмеивать, бить.
Например, мама ругается с папой, а потом идёт в комнату ребёнка и 2 часа кричит на него за не сделанные уроки.
2)Стыдить ребёнка за то, какой он есть (шумный, тихий, плаксивый, физически слабый, пугливый, скромный, слишком медленный, слишком быстрый, общительный, молчаливый и т.д.). Это могут быть самые разные качества. Это не важно. Главное послание здесь: «Такой, какой ты есть, ты мне не подходишь. Чтобы я тебя любила, ты должен стать другим».
3)В ответ на какие-то естественные проявления ребёнка (слёзы, испуг, крик, злость и т.д.) либо злиться и ругать, либо игнорировать и отвергать.
4)Часто наказывать, особенно способами, предполагающими увеличение дистанции или оставление в одиночестве.
«Ты сегодня ужасно себя вела, поэтому сиди в своей комнате и не выходи, пока я не разрешу!»
«Мне такой плаксивый мальчик не нужен. Всё, мама пошла искать себе другого мальчика, не плаксу».
«Неделя без телевизора!» (при этом просмотр телевизора - это единственное время, которое семья проводит вместе; ребёнок оказывается в изоляции).
5)Давать разные реакции на одно и то же действие или проявление ребёнка.
Сегодня: «Какая ты хорошая девочка, со всеми делишься игрушками»
Завтра: «Хоть раз бы о себе подумала. Последнее отдаст. Вся в отца!»
6)Придерживаться разных стратегий воспитания в части того, что ребёнку можно, а что нельзя.
Например, регулярные ситуации, когда мама что-то разрешает а папа запрещает. Это создаёт внутренний хаос и делает границы непонятными.
7)Обесценивать чувства ребёнка, запрещать ему их выражать и / или (что самое плохое), - внушать ему, что они ненастоящие (газлайтинг).
«А чего ты плачешь? Ничего же не случилось, так что расстраиваться не из-за чего».
«Нельзя сердиться на маму! Так поступают только плохие люди. А плохие люди никому не нравятся!»
«Ты не злишься, тебе кажется. На самом деле всё в порядке»
8)Показывать ребёнку упрощённую чёрно-белую картину мира: есть люди хорошие и плохие, поступки правильные и неправильные, отношения хорошие и плохие, работа достойная и недостойная, внешность красивая и некрасивая и т.д.
9)Проявлять насилие по отношению к ребёнку в разных его формах (физическое, эмоциональное, сексуальное).
10)Использовать ребёнка, чтобы за его счёт:
- справляться с эмоциями,
- самоутверждаться,
- регулировать отношения с мужем / женой,
- снимать с себя ответственность за свои поступки,
- реализовывать свои нереализованные цели,
- и др.
Конечно, это не полный список, а лишь часть того, что может повлиять на то или иное психологическое развитие ребёнка. Плюс, безусловно, многое зависит от исходных данных личности, т.к. все мы разные и на кого-то перечисленные воздействия «лягут» одним образом, а на кого-то - другим.
Но в любом случае все перечисленные выше пункты в той или иной степени наносят неизгладимый вред человеку и делают его жизнь ужасно сложной.
Людям с подобной историей очень важна психотерапия, т.к. она даёт возможность, наконец, обрести такое безопасное место, в котором можно учиться быть собой, понимать свои чувства и реакции, регулировать свои аффекты, учиться обозначать свои границы и отстаивать их, узнавать свои потребности и заботиться об их удовлетворении.
Если вы сейчас в поиске этого места, приглашаю вас к себе!
Екатерина Гоман
Клинический психолог, гештальт-терапевт
Записаться на консультацию можно по телефону: +972533514655 (whatsApp, telegram)
Автор: Екатерина Гоман
Психолог, Клинический психолог
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru