В деле сохранения звуков и музыки для последующего воспроизведения немало страниц – удачных и не очень, закрепившихся в жизни и ушедших в историю. И как минимум одна из технологий, интереснейшая и непривычно-необычная, развивалась в начале 30-х годов прошлого века в городе Коломна. Называлась она – «Говорящая бумага».
Главным «отцом» был Борис Павлович Скворцов, именно о его необычном способе сохранения звуковой информации в 1935 году написал журнал «Смена». Статья и изобретение привлекли внимание Бориса Федоровича Светозарова, бывшего «на острие» развития кинодела в СССР, который влился в работу по разработке и доработке технологии «говорящей бумаги» и соответствующей аппаратуры.
Сама идея записи была позаимствована из звукового кино. «Что хорошо для кино, то, возможно, будет хороши и для иных целей записи/воспроизведения звука». Наверное, именно такая мысль была в самом начале. Но вот использовавшаяся в кино целлулоидная пленка была непрочной, недолговечной и, при этом, весьма дорогой. «А если заменить ее на бумагу?» - а такой, наверное, была вторая мысль, звучащая фантастично, однако… Бумажная лента была дешева, изнашивалась гораздо меньше при многократном использовании, напечатать ее можно было практически в любой типографии…
На бумажной ленте, шириной в 35 миллиметров, скатанной в рулон, «записывалась» не одна, а целых восемь дорожек, записанных в разных направлениях – нечетные шли слева направо, четные – им навстречу. Проигрывались они поочередно при промотке ленты в соответствующих направлениях друг за дружкой. Это позволило хранить в одном рулоне 45 минут звуковой информации при гарантированных 3000 прослушиваний без ухудшения качества записи.
И уже первые эксперименты показали эффективность технологии, причем настолько впечатляющую, что ей практически сразу же был дан «зеленый свет». Внедрением занимался Коломненский «Грамзавод», производивший до этого патефоны «ПТ-3». Но прошло еще пять лет, пока появились первые устройства «ГБ-8». Зато к весне 1941 на заводе выпустили уже семь сотен аппаратов новой технологии!
Стоит сказать, что «ГБ-8» позволял слушать любую из восьми дорожек в любое время, даже не по очереди. Аппарат имел регулировку громкости и был преднастроен на прослушивание двух радиостанций! И это при том, что радио с несколькими станциями, в то время звучало абсолютно фантастично. А тут эдакий «комбайн»!
Стоимость новых устройств была высокой – 572 рубля, при стоимости обычного/привычного патефона 90-230. А вот репертуар записываемой звуковой информации радовал – и народные песни, и популярные исполнители, и классические произведения, и джазовые оркестры… Без речей Сталина и других государственных деятелей тоже не обошлось. А самым «эксклюзивом», как сказали бы сейчас, была запись оперы П.И. Чайковского «Иоланта» на 20 бумажных роликах!
Война вмешалась и спутала все планы по развитию «ГБ». «Грамзавод» эвакуировали, перепрофилировав для выпуска танковых раций, а после окончания ВОВ появилась технология долгоиграющих пластинок, поставив крест на «говорящей бумаге», которая проиграла новой технологии практически во всем: в качестве, стоимости и сложности производства аппаратуры.
И еще парочка "бумажных" (и не очень) на "НМ":
Фото из открытых источников сети Интернет.
Уважаемый читатель. Если материал понравился, пожалуйста, ставь лайк, комментируй материалы и подписывайся на канал. Это очень актуально для существования "НМ". Спасибо, что ты с нами!