Найти тему
Невероятные Механизмы

"Говорящая бумага" из СССР

В деле сохранения звуков и музыки для последующего воспроизведения немало страниц – удачных и не очень, закрепившихся в жизни и ушедших в историю. И как минимум одна из технологий, интереснейшая и непривычно-необычная, развивалась в начале 30-х годов прошлого века в городе Коломна. Называлась она – «Говорящая бумага».

Борис Павлович Скворцов
Борис Павлович Скворцов

Главным «отцом» был Борис Павлович Скворцов, именно о его необычном способе сохранения звуковой информации в 1935 году написал журнал «Смена». Статья и изобретение привлекли внимание Бориса Федоровича Светозарова, бывшего «на острие» развития кинодела в СССР, который влился в работу по разработке и доработке технологии «говорящей бумаги» и соответствующей аппаратуры.

Аппарат ГБ-8 предназначен для оптического воспроизведения фонограмм (с восемью звуковыми дорожками), отпечатанных полиграфическим способом на бумажной ленте.
Аппарат ГБ-8 предназначен для оптического воспроизведения фонограмм (с восемью звуковыми дорожками), отпечатанных полиграфическим способом на бумажной ленте.

Сама идея записи была позаимствована из звукового кино. «Что хорошо для кино, то, возможно, будет хороши и для иных целей записи/воспроизведения звука». Наверное, именно такая мысль была в самом начале. Но вот использовавшаяся в кино целлулоидная пленка была непрочной, недолговечной и, при этом, весьма дорогой. «А если заменить ее на бумагу?» - а такой, наверное, была вторая мысль, звучащая фантастично, однако… Бумажная лента была дешева, изнашивалась гораздо меньше при многократном использовании, напечатать ее можно было практически в любой типографии…

На бумажной ленте, шириной в 35 миллиметров, скатанной в рулон, «записывалась» не одна, а целых восемь дорожек, записанных в разных направлениях – нечетные шли слева направо, четные – им навстречу. Проигрывались они поочередно при промотке ленты в соответствующих направлениях друг за дружкой. Это позволило хранить в одном рулоне 45 минут звуковой информации при гарантированных 3000 прослушиваний без ухудшения качества записи.

И уже первые эксперименты показали эффективность технологии, причем настолько впечатляющую, что ей практически сразу же был дан «зеленый свет». Внедрением занимался Коломненский «Грамзавод», производивший до этого патефоны «ПТ-3». Но прошло еще пять лет, пока появились первые устройства «ГБ-8». Зато к весне 1941 на заводе выпустили уже семь сотен аппаратов новой технологии!

Стоит сказать, что «ГБ-8» позволял слушать любую из восьми дорожек в любое время, даже не по очереди. Аппарат имел регулировку громкости и был преднастроен на прослушивание двух радиостанций! И это при том, что радио с несколькими станциями, в то время звучало абсолютно фантастично. А тут эдакий «комбайн»!

-4

Стоимость новых устройств была высокой – 572 рубля, при стоимости обычного/привычного патефона 90-230. А вот репертуар записываемой звуковой информации радовал – и народные песни, и популярные исполнители, и классические произведения, и джазовые оркестры… Без речей Сталина и других государственных деятелей тоже не обошлось. А самым «эксклюзивом», как сказали бы сейчас, была запись оперы П.И. Чайковского «Иоланта» на 20 бумажных роликах!

Война вмешалась и спутала все планы по развитию «ГБ». «Грамзавод» эвакуировали, перепрофилировав для выпуска танковых раций, а после окончания ВОВ появилась технология долгоиграющих пластинок, поставив крест на «говорящей бумаге», которая проиграла новой технологии практически во всем: в качестве, стоимости и сложности производства аппаратуры.

И еще парочка "бумажных" (и не очень) на "НМ":

Ozaphane Duo-Trac - "невзлетевшая" технология звукозаписи
Невероятные Механизмы28 ноября 2022
Fotoliptofono - черно-белый звук на газетной бумаге
Невероятные Механизмы4 марта 2022

Фото из открытых источников сети Интернет.

Уважаемый читатель. Если материал понравился, пожалуйста, ставь лайк, комментируй материалы и подписывайся на канал. Это очень актуально для существования "НМ". Спасибо, что ты с нами!