Несколько лет назад, по заданию немецкого журнала, мы с писателем Михаэлем Штюренбергом делали очерк об общине Виссариона в Красноярском крае. Очерк был опубликован в восемнадцати странах мира, кроме России. Для российского читателя публикую здесь эту историю.
В ОЖИДАНИИ ВИССАРИОНА
Автор текста Михаэль Штюренберг (Перевод с немецкого) Автор всех фотографий Добрый Человек.
Иисус идет! Речь идет всего о каких-то минутах. «Готовы ли вы его встретить?» В самой середине таёжной поляны с невысокого помоста взирает на толпу собравшихся Сергей Чевалков – полковник красной армии, ныне управитель «Церкви последнего завета». Тысяча верующих, преследуемых двумя тысячами мошек, явилась на Праздник добрых плодов. «Таким образом, образуется цепочка из людей, через которую Он может пройти!»
Сибирская деревня Петропавловка расположена немного в стороне от населенных пунктов: на 3700 км. восточнее Москвы, на 500км. южнее Красноярска. Мужчины на праздничном острове носят растрепанные бороды и резиновые сапоги, женщины же – длинные юбки и венки из цветов в волосах, непохожие на те, которые носили дети цветов прошедших лет (хиппи). Они смело выстраиваются в два ряда, чтобы создать 200-метровый коридор, соединяющий мост через реку c деревянной сценой.
Вот настал момент, когда Он должен прийти, Учитель, так называют его местные жители. Раньше, когда он еще был полицейским и следил за дорожным движением в маленьком сибирском городе Минусинске, его звали Сергей Тороп. В возрасте 29 лет в его сознании проснулась его настоящая личность. Человечество находится на неверном пути, предупреждал Учитель. Мать земля, измученная и истерзанная своими детьми, впредь начнет защищать себя: чередой природных катастроф. Видит бог, его пророчество было не из радостных.
Мессия предпочитал, чтобы его не называли Иисусом. В своем первом публичном обращении, которое состоялось 18 августа 1991 года для 33 жителей Минусинска, он представился человечеству под именем Виссарион. Чтобы не возникло сомнений, он носил бороду, у него была прическа как у Иисуса, на ногах – сандалии (с теннисными носками), к тому же на нем было пурпурное одеяние, что совпадает с изображениями Иисуса на картинах Ренессанса. Так он был узнаваем.
Да, Иисус идет. Теперь лишь плохие метеорологические условия могли этому помешать. Уже почти 11.00! К полудню сибирское бюро погоды предсказывало ливень севернее монгольской границы. Небо нависло над деревней так низко, что, кажется, тучи царапаются о кроны берез на окраине Праздничного острова. Начинается дождь, остров утопает в осадках. Когда же, наконец, придет сын Божий? Обычно Виссарион спускается к людям на квадроциклах по грязевым кашам и лужам. Небезопасно. 50 километров разъединяют место его проживания – расположенную в дикой местности «Обитель рассвета», с деревней Петропавловкой. В пути приключилась небольшая авария, это может потребовать времени, пока приедет помощь.
Чтобы наше ожидание было приятным, отец Сергей Чевалков дает знак для вступительного слова представителей разных религий. На сцене начинает молиться по-арабски мусульманин в тюрбане. Затем индус монотонно запевает Харе Кришна, после чего сибирский шаман начинает вызывать духов Земли. Все религии, так этому учит Виссарион, получили часть Правды Божьей, нужно просто соединить разрозненные части в единое целое. Отчего и приветствуются в «Церкви Последнего завета» представители всех религий. Также на сцене побывала представительница «Объединения по защите окружающей среды». «Я – атеист и не знаю ни одной молитвы,» - призналась женщина. «Поэтому я хочу спеть Вам песню.» Она поет: «Вы все ангелы Любви …»
11.10. Придет ли Он? Из громкоговорителя на поляне звучит органная музыка, колокола распространяют повсюду свой светлый звон. Некоторые из верующих прижимают руки к груди, молча, восхваляя Бога. Вот тут-то и пробил слой облаков солнечные лучи, которые, наконец, нашли свой путь к Петропавловке. Как будто Всевышний захотел лично сообщить о приходе своего сына. Но вновь ложный сигнал. Звуки органа растворились в музыке фортепьяно, печальной как ноктюрн Шопена.
Многие начали уже беспокоиться. В конце коридора из людей, где Виссариона ожидал отец Сергей, собралась большая толпа людей: среди них фотограф агентства France-Presse и оператор из команды National Geografic. Когда журналист из BBC попытался отвоевать место также возле сцены, начался лёгкий хаос. Отец Сергей, однажды назвавший Виссариона «Ангелом», благосклонно относится к нуждам журналистов. Ведь, в конце концов, именно СМИ помогают, доносить правду в мир.
Хотя – многое в этом месте уже было заранее подготовлено. Напечатанные работы Учителя: «Последняя надежда» и «Время перемен» - появились в переводе на многие языки, находятся в широком доступе в Интернете, на странице www.wissarion.info В придачу ко всему вышли в свет 10 томов, в которых Вадим Редькин, бывший солист московской рок-группы, описал события жизни Учителя в новозаветном стиле. Когда пришел Вернер Герцог, чтобы снять фильм о странной духовности в Сибири, я нашел в Последнем Завете, Том 2, Глава 14, стих 5 следующую запись:
5. И Виссарион приблизился к Вернеру и его команде: «Возможно, вы прибыли в Россию только ради одного единственного момента. И возможно, именно этот один единственный момент и предопределит вашу судьбу.
6. Ваша работа сможет оказаться спасительной для человечества. Должно пройти определенное количество времени после съемки фильма.
7. И вся данная информация повлияет на жизнь людей, которые были задействованы в съемке
8. У вас может появиться множество проблем. В действие вступает третья сила, противиться которой бесполезно.
9. «Что вы имеете в виду?», спросил Вернер.»
(ВЕРНЕР ХЕРЦОГ (д.р. 05.09.1942), немецкий кинорежиссер, сценарист, продюсер, актер, один из самых известных авторов Нового немецкого кино. Херцог известен, как создатель одних из самых невероятных рассказов в истории кинематографа. Часто герои его картин – бунтари, чудаки и просто безумцы.)
Я думаю, это был очень хороший вопрос. Но поток моих мыслей прерывает Он. В 11.26 Виссарион проходит по коридору из верующих, устремляясь к праздничному острову деревни Петропавловка. Как Иисус. Также как и он сам на многих видео сайта YouTube, только на этот раз на нем не пурпурное одеяние, а белое. Проходя мимо, он прикасается к протянутым к нему рукам. Благословляет головы детей, в то время как их матери осыпают лепестками цветов его сандалии. Он взбирается на сцену, садится резной деревянный стул. И неустанно улыбается. Вспоминает? Вот такое же настроение должно быть и во время нагорной проповеди.
Затем, вслед за приветственными словами последовало всеми ожидаемое послание: Торопитесь! Сейчас уже вы должны торопиться, торопиться правильно, жить и встать на правильный путь.
И больше ничего? Как однажды Вернеру, так и мне сейчас пришла в голову мысль: Что он имеет в виду? Торопиться? Куда? Зачем? Но нет, нет никаких подсказок для верного истолкования. Иисус поднялся и отправился в направлении моста, не по воде как однажды. Но к месту парковки своего квадроцикла.
ОБЩИННИКИ
Я признаю, я приехал в тайгу с предубеждением. Без особого интереса к пророческим предсказаниям и духовному дару я пришел на «Праздник добрых плодов». Спасители вызывают во мне лишь греховное сомнение. Именно с таким чувством следовал я за Виссарионом по мосту, с таким же неверующим как и Хорст Лаубер, руководителем «Grüner Grashalm» (экологическая организация в Висмаре). В качестве эксперта в экспериментальной педагогике, Лаубер организовал лагерь для молодежи из Германии, России, Румынии и Англии. Как раз сейчас выстраивала эта группа молодых людей молодежный центр из соломенных блоков.
Но почему именно в Петропавловке? Его организация очень долго не могла найти партеров в России. Попытки привели к ссорам с жителями деревень близ реки Волга. Затем Лаубер услышал про Виссарионитов. И о том, что их вера схожа с сакральной защитой окружающей среды. Не это ли самое подходящее окружение для экологического проекта?
Но Лаубер тоже долго размышлял: «У многих из нашей группы в голове никогда не было религии. И далеко не каждый считает учение Виссариона правильным жизненным путем. Никакого алкоголя? Не курить? Ни разу не сквернословить? И плюс ко всему вегетарианская пища?».
Когда Лаубер рассказал об этой проблеме Виссариону, в ответ он услышал, что это не плохо. Важно то, может ли «Grüner Grashalm» обогатить деревни в тайге новыми экологическими технологиями.
Жители Петропавловки фактически не имеют представления о практической экологии, считает Лаубер. Туалет в саду они называют био-туалетом. Зато здесь происходит гармония жителей деревни с природой и с другими. Эти люди готовы поставить на первое место потребности общества, а не потребности своей собственной персоны. Качество жизни здесь определяется не потреблением благ, а посредством интенсивности человеческой взаимопомощи.
Это противоречит тому, что распространяют средства массовой информации о последователях Виссариона. Они пишут о том, что 3000 виссарионитов проживают в 30 деревнях вместе с местным населением, на территории равной по размерам Швейцарии, живут как отчужденные от общества люди, иные называют их последователями фанатичной секты конца света. Заголовки многих статей пугают своими названиями: «Лужа крови в тайге», «массовое самоубийство».
Когда я спросил Петру Метфессель и Зигфрида Вернинга, что они думают по этому поводу, услышал в ответ: «Абсурд! Мы переехали в Сибирь, чтобы жить, а не чтобы умирать!»
Петра и Зигги – Виссариониты называют их всегда уменьшительно-ласкательными именами – любят жизнь. Особенно их теперешнюю жизнь в Гуляевке, 400 жителей, деревня близ Петропавловки. Оба приехали из Гослара. В родном городе Зигфрид работал системным администратором. Он был воспитан в протестантской семья, Петра – атеистка, ищущая справедливость. Оба были уверены в том, что в их жизни чего-то не хватает.
«Было время, когда мы внутренне сгорали» - объясняет Петра, красивая женщина, чуть больше 50 лет. И Зигфрид, 1944 года рождения, с бородой цвета соломы: «Когда я в первый раз услышал Виссариона, во время его речи в Ганновере, я сразу почувствовал, что моя дорога ведет в Сибирь!»
Они прибыли в Гуляевку в декабре 2002 года, когда на улице было - 40۫۫ С. На участке земли, который они получили, стоял сарай. В него они и въехали. «Важнее жилищного комфорта было питание», - поясняет Петра. «Мы должны были быть автаркическими. Поэтому в первую очередь мы приступили к выращиванию овощей: картофель, морковка, свекла, помидоры, огурцы, цукини и различные виды капусты.»
Интерьер их избы, которую Зигги выстроил 2 года назад, создает впечатление масляных картин эпохи Романтизма: одна единственная комната, в середине которой находятся печка, которая разделяет кухню и спальную кровать. Сзади - прялка Петры.
Те профессии, которыми они занимались в прежней жизни, не принесут доход в Гуляевке. Согласно словам их «Учителя» для жизни праведного человека важно заниматься искусством, ремеслом и прикладным творчеством. Поэтому-то и вяжет и прядет Петра, во время того, как Зигги плотничает и мастерит. Как долго это будет продолжаться? «Вечность укладывается в одно мгновение», считает Петра.
Виссариониты – по крайней мере, те, которых я повстречал – особенные и необыкновенные люди. Многие из них русские или выходцы из бывшего Советского союза. Как, например, Любовь Дербина – хакаска, бегло говорящая по-немецки, раньше работала в Красном Кресте г. Мурманска. Теперь она заправляет домиком для гостей в Петропавловке. Или PR-менеджер Виссариона Владимир Ведерников.
В прошлом он бывший профессиональный футболист. На закрытии олимпийских игр в Барселоне он нес флаг Молдавии. Или поп-звезда Светлана Владимирская, лучшая певица 1994 года. Она так и осталась певицей, но теперь поет для другой публики в «Доме творчества» все в той же Петропавловке во время концертов виссарионитов.
Ни у одного из них в голове нет и мысли о самоубийстве. У всех блестят глаза, которые не создают впечатление фанатичного или заплутавшего человека. Это глаза бодрых духом людей. Сразу обращаешь внимание на то, что они очень много улыбаются. Как будто нет причин унынию.
Они не разу не пытаются увлечь других в свою веру. Виссариониты верят в то, что хорошее может возникнуть лишь от свободного выбора. А также в то, что их вклад в улучшение мира будет сделан, если они улучшат хоть одного человека. Вот если бы такое мнение было популярным давно, человечество не знало бы стольких воин.
В ОБИТЕЛИ РАССВЕТА
«На уроках мы не рассказываем про войну», подчёркивает Адриан Кастро, директор школы в «Обители рассвета», где вместе с Виссарионом живут около 200 его последователей. «В предмете История ученики узнают лишь о том, что вторая мировая была, но мы не даём никаких подробностей и деталей. Знания о насилии и преступлениях не помогают усовершенствовать душу. Лучше мы будем рассказывать детям о развитии искусства этого периода, о достижениях в творчестве людей этого времени. Наше образование ориентировано на модель Рудольфа Штайнера.»
Последователи Иисуса в дикой местности могут казаться оторванными от мира, но это не так. Адриан Кастро, кубинец, учился математике и физике на Украине, затем преподавал эти науки в гимназии в Стокгольме в течение 6 лет. Но это было до того, как он попал к Виссариону.
У многих его соседей в «Обители рассвета» схожая история жизни. Здесь мало необразованных людей. Здесь люди такие, как «кузнец» Рафаил Кузнецов, закончивший Санкт-Петербургскую академию искусств.
Или Дмитрий Останин, 10 лет назад он был владельцем стоматологии в Казани. Впрочем, и сейчас он занимается любимым делом в таёжной хижине, в своем стоматологическом кабинете.
Все люди здесь, объясняет Адриан, «дети перестройки», дети тех последних лет Советского союза, когда прошло всего полвека после смерти Сталина. В то время была очень высокая потребность в духовном развитии. На прилавки книжных магазинов нахлынула волна печатной продукции о религиях: буддизме, даосизме, индуизме – одним словом эзотерика разных цветов.
«И вдруг мы вновь обрели наши души», вспоминает Дмитрий Останин.
Теперь уже ничего не могло остановить поиски истинной веры. В 1987 году Дмитрий познакомился с исламом. В 1993 году он перешел в православную церковь. В этом же году он услышал проповеди Виссариона о «Церкви последнего завета». А в 2000 он с семьей переехал в «Обитель рассвета». Почему? «Потому что учитель знал ответы на все мои вопросы.»
Без квадроцикла поездка была бы скучной: сначала от Петропавловки на микроавтобусе, затем на грузовике по выбоинам, и наконец, два часа пешком через лес и возвышенности. И нет никакой уверенности, что Виссарион тебя примет. У Виссариона, отца 6 детей, есть семейные обязанности. Также он очень хорошо рисует, зачастую людей, вокрук которых порхают бабочки.
И все же непременно стоит посетить «Обитель рассвета». После моего прибытия в обитель начался молебен в кругу, окаймленном цветами. В середине этого круга возвышалась 5-метровая статуя двух ангелов, стоящих друг к другу спиной.
В то время, как все молились и пели сочиненные псалмы, мой взгляд пробегал по окрестностям. По долине все еще плыл густой утренний туман, а на молитвенник бил яркий солнечный луч.
Вот так можно представить Святую землю во время потепления климата: березовые, пихтовые и хвойные леса, везде покуда достает глаз. Неподалеку озеро Тиберкуль, которое служит виссарионовцам не только для купания, но и в качестве питьевой воды. Их деревня, скорее обжитая поляна, напоминает романтику гор Шварцвальд. Из зелени фруктовых деревьев и декоративных кустов выглядывают остроконечные крыши домов, отапливаемых солнечными батареями. Тропа, соединяющая улицы, выложена из досок, а сами улицы поражают своими названиями: улица лесных духов, улица детских грез.
Население Обители рассвета пытается на своем примере продемонстрировать единственно правильный путь, о котором говорит Виссарион: строительство альтернативного общества, которое держится на земледелии, ремесле, коневодстве и пчеловодстве, и никаких денежных отношений. В «Обители рассвета» невозможно что-то купить или продать, можно подарить. Община практикует коммунизм, о котором Ленин мог лишь только мечтать. И который функционирует, потому что регулируется не на территории всего государства, а отслеживается в пределах деревни, населенной единомышленниками. Все решения, которые принимает община, обсуждаются на собраниях. Царит абсолютное равенство полов.
Что касается философских подсказок, то Виссарион и здесь лучший советчик. Каждое утро воскресенья жители обители поднимаются на вершину горы. Там проходит совместная литургия, после которой все маршем направляются в «Долину единения», где их уже ждет Учитель.
Сегодня час вопросов отменен. Так как Виссарион уже ждет меня в своем доме. Сначала, когда обитель лишь только начала застраиваться, Спаситель жил в деревянной хижине на горе. Но его детям было тяжело поднимать и спускаться на школьные занятия, поэтому Виссарион принял решение переехать ближе к населению деревни, в саму «Обитель». Теперь он живет в кирпичном доме. Он немногим красивее деревянного, но зато зимой его легче протопить.
Наша встреча состоялась на первом этаже в его кабинете. Комната создает впечатление пустоты и холода, на столе стоят два плоских монитора компьютера. Вновь Виссарион сидит в деревянном кресле и вновь в силе Иисуса. Его евангелист Вадим Редькин подключает еще одно записывающее устройство, чтобы сохранить следующий разговор с Учителем: «Для 11 тома Последнего Завета», уточняет он. «Вы может начать задавать свои вопросы!»
Это трудно. В интервью нет места коренным вопросам: «Как в относитесь к религии?» Об этом Виссарион уже неоднократно рассказывал в своих книгах и проповедях. Нет, здесь первый мой вопрос сродни вопросу Вернера: «Что Вы имели в виду?»
Мы начали с послания Виссариона на «празднике добрых плодов». «Торопитесь!». «Что Вы имели в виду?», спрашиваю я. «Это послание было ориентированно на людей из деревни. А люди из внешнего мира уже доторопились.»
Я слышу иронию в его словах? «Что Вы имеете в виду? Что для нас, людей из внешнего мира уже нет шансов на спасение?». Еле заметный кивок головой: «Да, ритм, в котором двигается человечество, ведет в тупик. Если они не поменяют свой образ жизни, они и не должны спастись!»
Я понимаю его пресыщение. Иисус пришел вновь на Землю и начал распространять правду, вот уже на протяжении 18 лет. И человечество – 6,5 миллиардов людей минус 3000 жителей общины Виссариона, еще не заботятся о будущем. в связи с этим вскоре ситуация может ухудшиться: воздух станет грязнее, моря полные мусора, количество девственных лесов –скуднее, жадность властителей – неуёмней. Подтверждений тому уже громадное количество.
Но разве Вы не пришли для того, чтобы нас спасти? «Цель – спасти не всех людей, но спасти человечество» «Что Вы имеете в виду?» «Чтобы спасти человечество, достаточно небольшой группы людей, которые в состоянии сохранить на генетическом уровне духовную и культурную информацию, которую на протяжении многих лет копили люди, и не растерять её.»
Теперь я понимаю: Новый Ноев ковчег! Виссарионовцы в тайге – это посев нового человечества. «Бессмертная душа создаст с помощью чувств такое тело, которое она подготавливает для условий проживания на планете. Таков умысел Божий»
Что имеет в виду бог? На протяжении часа пытается Виссарион раскрыть мне тайны переселения душ, секреты человеческой боли и своего собственного существования. Когда-нибудь, обещает Учитель, в этом мире всё наладится. А я радуюсь тому, что этом ковчеге уже находятся Зиги и Петра.
Иисус, как мне кажется, приятный малый. Сын божий? В любом случае друг человека, и это уже многое значит. Должен ли я спросить его совета для решения моих собственных проблем. Пожалуй, нет. Иначе его ответ упрется в вопрос Вернера «Что Вы имеете в виду?»
Продолжение следует...