Итак, продолжаем смотреть родственников женщины, которая если и отличалась чем-то от многих себе подобных современниц, то только тем, что А.С. Пушкин удостоил ее своим специфическим вниманием и якобы ей посвятил совершенно неожиданное для характера их отношений стихотворение Я помню чудное мгновенье.
Начало:
Анна около месяца гостила у тетушки в Тригорском, рядом, в Михайловском, жил тогда Пушкин, он ездил в гости к ним, они ездили в гости к нему, и под конец, прощаясь, он подарил ей первую отпечатанную часть Евгения Онегина. Анна пролистала книгу и нашла листок со стихотворением. Далее, последовала странная сцена, которую она сама же и описала:
...Когда я сбиралась спрятать в шкатулку поэтический подарок, он долго на меня смотрел, потом судорожно выхватил и не хотел возвращать; насилу выпросила я их опять; что у него промелькнуло тогда в голове, не знаю...
Как по мне, так Александр Сергеевич просто или приготовил однажды подарок для другой дамы, или случайно засунул в книгу листик со стихотворением и забыл об этом, когда все вместе подарил Керн. И явно не хотел, чтобы она питала ложные надежды относительно его к ней отношения. Однако не в драку же с дамой вступать...
Напортачил, так напортачил. Зато дама вошла в историю.
Ну как еще можно эту сцену расшифровать, учитывая реальный характер их отношений и его негативные отзывы о Керн в целом? Вполне, кстати, основанные на фактах.
Сегодня мы переходим к судьбе детей Анны Петровны.
Как помним, матерью она была плохой, и детей, по крайней мере от первого брака не любила.
Она этого совершенно не скрывала, ибо это бросалось в глаза, и объясняла так:
...Вы знаете, что это не легкомыслие и не каприз; я вам и прежде говорила, что я не хочу иметь детей, для меня ужасна была мысль не любить их и теперь еще ужасна. Вы также знаете, что сначала я очень хотела иметь дитя, и потому я имею некоторую нежность к Катеньке, хотя и упрекаю иногда себя, что она не довольно велика. По несчастью, я такую чувствую ненависть ко всей этой фамилии, это такое непреодолимое чувство во мне, что я никакими усилиями не в состоянии от оного избавиться...
***
Когда я пишу не особенно приятные вещи о каком - либо из своих персонажей, всегда находятся читатели, обвиняющие меня при этом в некоей ненависти, зависти, к этим людям, и удивляющие меня такой своей примитивной глупостью.
В прошлой статье о Керн я вообще прочитала шедевральное на тему "у нее слог был лучше вашего - кто вы такая, чтобы ее критиковать...", как будто я о ее слоге что-то писала, или как будто все обладатели прекрасного слога автоматически какают бабочками.
У меня, дорогие мои, вообще нет никакого личного отношения к людям, о которых я пишу. У меня выходит в среднем по 2 статьи в день. Какое тут может быть личное отношение??
Я собираю по крупицам наиболее характерные черты личностей своих героев, заметьте - по свидетельствам современников, и показываю то, что вышло. И если выходит не икона, которую вы нарисовали в своих головах, а живой человек, и этого живого человека вы не можете принять, без того, чтобы не объяснить себе, что я просто "завидую" человеку который жил века назад - ну это ваши проблемы, простите. Идите на другие каналы. Я сказки читаю, а не пишу.
Читаю сказки я, кстати, здесь:
***
Возвращаемся к Анне Петровне.
Немного перескочив, скажу пару слов о ее сыне от второго брака.
Я уже писала о нем в первой главе.
Звали его Александр и он был женат на некоей даме из рода Аксамитиных. У супругов была дочь Аглая. Внучка Анны Петровны. Так вот - я нашла ее фото, собственно, поэтому вернулась к теме повторно.
Внучка Аглая Александровна по мужу носила фамилию Кулжинская, а ее сценический псевдоним указан как Дараган. Годы ее жизни указаны различно в разных источниках (как и годы жизни ее отца, кстати). Но примерно это середина 1870-х годов - 1942 год.
Вот ее фото на сцене в какой-то роли:
Про потомков Аглаи данных нет.
А теперь смотрим потомков Анны Петровны от ее первого, несчастливого брачного союза.
Там было 3 дочери:
Екатерина, Анна и Ольга. Детский возраст пережила только Екатерина:
Екатерина Ермолаевна Керн (1818-1904 гг.) Сохранился только вот такой, аляповатый и приблизительный ее портрет:
Если маменька любила слишком многих, то проблема Екатерины была в том, что она любила только одного.
Этим одним был милейший человек - композитор Михаил Иванович Глинка (1804-1857 гг.). Который в русской музыке играл ту же роль, что Пушкин в русской литературе.
Глинка по жизни, судя по тем воспоминаниям о нем, которые я встречала, был пусиком.
Его невозможно было не любить.
Но проблема была в том, что это был несамостоятельный в быту и травмированный в личной жизни пусик.
О нем заботилась маменька (он ее слушался), сестра (он ее слушался), слуга (он его слушался). А еще его одно время очень любила и ревновала к музыке, друзьям и всем вышеперечисленным молодая жена. Которая потом, будучи женой Глинки вышла замуж еще раз за очень знатного господина. От которого получала намного больше столь необходимого ей восхищения. Господин был настолько знатным, что бедный композитор решил, что его теперь непременно убьют, дабы не мешал.
Вообще об этом милом и удивительном человеке я писала - очень рекомендую ознакомиться - не пожалеете:
С Екатериной композитор познакомился будучи еще женатым человеком.
И влюбился.
Его друзья весьма скептически оценивали эту любовь, считая, что Глинка любит не реального человека, а придуманный образ. Ну и судя по тому, как все обернулось, возможно, они были и правы.
Сперва это было горячее взаимное чувство на фоне сложных отношений композитора с женой, когда он из дома вообще съехал (1839 год).
Он посвящал Екатерине романсы, в частности - на слова стихотворения Пушкина Я помню чудное мгновенье, которое, как принято считать, поэт посвятил ее матери. Но здесь были реальные посвящения.
Потом его жена вышла замуж, они начали разводиться, Глинка потянулся на фоне травм к Керн еще больше - Екатерина забеременела. Однако композитор становиться отцом не пожелал и дал даме денег на избавление от нерожденного дитяти. Сильно ее психологически травмировав.
Это был 1841 год.
Собственно, на этом их отношения практически завершились. Со стороны композитора. А вот Екатерина продолжала его любить и ждать, когда он на ней женится. Глинка получил развод аж в 1846 году, они к этому времени уже несколько лет вообще не встречались, но Керн все не верила, что это конец. а глинка и не собирался жениться. Ни на Екатерине, ни на ком то еще... Ему хватило одного раза, и его жизнь под присмотром сестры была вполне удобна.
Екатерина в итоге вышла замуж за другого, но до конца дней любила пусика.
Ее мужем в 1854 году стал стандартный юрист Михаил Осипович Шокальский (1814 - 1865 гг.) О нем данных очень мало. У супругов было 2 сына.
Один, видимо, умер в детстве - о нем данных никаких нет, а вот второй стал ученым.
Но чтобы вывести его в люди, Екатерина, рано потерявшая мужа и оставшаяся без средств, вынуждена была работать гувернанткой и самостоятельно натаскивать сына в науках.
Ей это, кстати, было по плечу - она в свое время с отличием закончила Смольный институт благородных девиц.
Кстати, помогал ей в тяжелые годы сын Пушкина Григорий. Вот только не ясно - по каким связям. Так-то он тоже был юристом и мог помогать даме как вдове друга.
Далее - буду кратка.
Сын Екатерины стал ученым - географом, гидрографом и геодезистом. Причем, успел побывать и советским ученым. Звали его Юлий Михайлович Шокальский (1856-1940 гг.)
Он женился на некоей Любови Михайловне Скворцовой (1859 - 1923 гг.), с которой у супругов было как минимум 4 ребенка.
1. Зинаида Юльевна Шокальская (1882-1961 гг) советский учёный почвовед-физико-географ, доктор географических наук, профессор.
Женщина всю себя отдала науке и достигла в этом значительных высот. Она была замужем - но данных о муже и детях я не нашла.
2. Дмитрий (1886 - ???) вероятно он не пережил детского возраста. О нем я нашла только имя.
3. Александр (1887 - 1917 гг.) о нем известно, что он был авиатором, участвовал в Первой мировой и летал на самолете - гиганте той эпохи:
На нем же он и разбился.
Корабль выполнял боевое задание - и неожиданно начал рассыпаться прямо в воздухе. Упал. Все 6 членов экипажа, в том числе и Александр погибли. Об этом сохранился такой вот печальный снимок:
Данных о его семье и детях тоже нет.
4. Екатерина (1888 - 1947 гг.)
Екатерина умерла во Франции, то есть она эмигрировала. Она была замужем за неким Николаем Даниловичем Щербачевым (1882 - 1851 гг.), который тоже умер во Франции.
У супругов была дочь Наталья, которая умерла скоро после рождения, и сын Юрий (1917 - 1977). Сын этот, праправнук Анны Керн родился в Финляндии, а умер в Швейцарии, под лавиной. На родине предков он никогда не жил. Скорее всего этот Юрий имеет потомков, которые живут за границей. В справочнике, которым я пользовалась, я обнаружила путаницу, то есть данные о его потомках неверны - а других я не обнаружила.
Все)
Прошу вас ставить лайки, если вам нравятся материалы канала. Без них материалы не будут вам показываться в ленте в дальнейшем.
Так же не забывайте самостоятельно заглядывать на канал.