Михаил Иванович Глинка (1804-1857 гг.) в русской музыке - то же самое, что Пушкин в русской поэзии и словесности - оба являются создателями качественной национальной самобытности. Каждый - в своей области. Но если о Пушкине мы знаем очень многое в плане личных характеристик и семейной жизни, то композитор как - то отошел в тень. А между тем не только творчество, но и его жизнь была достаточно интересной.
По возможности сегодня расскажу вам некоторые интересные факты об этом человеке.
Несколько слов о его внешности.
Мы знаем композитора, в основном, по одному растиражированному его портрету, где он - такой пухлый дяденька с длинными волосами...
На самом деле он так выглядел уже в конце жизни и недолго. А основную часть жизни композитор прожил совершенно в ином образе.
Он был мелкий, очень худой, черноволосый с карими глазами. Очень гордился своими мускулами - любил напрячь руку и дать потрогать знакомым, приговаривая: "Каково? Просто железо!" Но при этом, физической силой не отличался) Вообще человеком он был очень приятным в общении, хотя с людьми незнакомыми держался холодно.
Он отлично говорил на многих языках, в том числе - на французском и испанском, а вот на русском говорил не на литературном, а на смоленском диалекте, с характерными для той местности словами. Имение его родителей было под Смоленском, там композитор родился, вырос, и там, общаясь с дворней, выучил такую форму родного языка, от которой так и не смог никогда избавиться.
В 1835 году он женился на Марии Петровне Ивановой - маленькой, хорошенькой девушке. Девушке было 17 лет, и когда их венчали, священник обратил внимание Михаила на то, что жена его очень молода, и нежна, и ее надо беречь. Жене же он такого встречного напутствия не сказал - и напрасно, ибо милое дитя оказалось настоящим монстром.
Глинка ее любил поначалу, и разрывался между своим чувством и работой. К нему постоянно приходили друзья - меломаны, они весело проводили время, но... деве все это было скучно. Она сидела и рыдала от того, что муж занимается своею оперой, а не сидит рядом, и не любуется ею с утра до вечера...
Постепенно истерики жены вошли в стандартное расписание семейной жизни. Глинка сперва перестал приглашать друзей и сам начал уходить в гости, подальше от супруги, а потом и вовсе стал оставаться у друзей с ночевкой. А когда понял, что мира в доме не ожидается - просто отселился. Дева не то что была именно монстром - но она была совершенно далека от тех интересов, которыми жил ее муж, так что никакого взаимопонимания между ними не было.
Позже они стали жить своими жизнями, и вот, однажды, верный слуга Глинки зашел к нему с торжественным видом и поздравил... с тем, что "Марья Петровна вышла замуж". Все присутствующие остолбенели. Выяснилось, что при живом муже супруга композитора обвенчалась с конно-гвардейским офицером Васильчиковым. Глинку этот брак испугал тем, что законным он мог стать только после его смерти, а Васильчиков был знатного рода и с большими связями. Композитор сразу решил, что законность второго брака его жены могут ускорить искусственно. Другими словами - он стал бояться за свою жизнь.
Этот страх сподвиг его начать бракоразводный процесс, который увенчался успехом в 1846 году.
Немного о слуге композитора.
Его звали Яков Ульяныч и без него Глинка был беспомощен, как малое дитя.
Это был седоватый мужчина лет на 15 старше Михаила Ивановича, немного сутулый, с выставленной верхней губой и желтым лицом. Он совершенно слился со своим подопечным, и постоянно, говоря о делах композитора, его семье, доме и прочем, употреблял слово "мы".
Так же он обозначал и произведения композитора: "наш романс", "наша опера". Однажды его разыграли. Один знакомый во время веселого ужина, которые часто проводились для друзей в доме композитора, рассказал при Якове Ульяныче, что известный журналист готовится опубликовать статью, в которой доказывает, что Глинка не сам пишет свои произведения, а в этом ему помогает его слуга - "громадного таланта человек", что понятно, потому что тот всегда говорит "наша опера". Яков Ульяныч, услышав это так расстроился, что начал рваться немедленно в лицо сказать этому журналисту, что он - "мошенник и подлец". Его еле успокоили)
Яков Ульяныч заведовал всеми деньгами композитора и всей материальной стороной его жизни. Он его обувал, одевал, кормил, содержал в опрятности и сытости, и выдавал деньги на карманные расходы. Деньги или присылала мать композитора, или он получал гонорары за свои произведения - но все держал в кулаке Яков Ульяныч.
Еще он собирал свежие сплетни по всему городу и тоже регулярно вливал их в уши своего питомца, чтобы тот не отрывался ногами от земли и был в курсе происходящего в мире.
Так же, важным человеком в жизни Глинки была его мама.
Она была очень добросердечной женщиной, которая любила всякого, кто любил ее сына. Он, позже, кстати, съехал к ней, и они жили вместе.
У композитора было 11 братьев и сестер, которых он всех очень любил, но из всех наиболее был близок с сестрой Людмилой.
Людмила Ивановна Шестакова (1816 - 1906 гг.) похоронила двух своих детей и была довольно одинока. После смерти их общей матери она заменила ее для своего брата, и заботилась о нем до конца его жизни.
А потом - оставила о нем воспоминания и хлопотала о сохранении его наследия.
Ну и еще у композитора была любимая женщина, некоторое время, после раздрая с его женой, насчет которой, (любимой женщины), его друзья имели мнение, что это квази - любовь, и что Глинка просто таким образом, перенеся воображаемый образ на живого человека, который ему не соответствовал, пытался заглушить боль от своей несчастной семейной жизни.
Даму звали Екатерина Ермолаевна Керн (1818-1904 гг.), она была дочерью Анны Керн, которой когда - то вдохновлялся Пушкин, и вот, сама вдохновила Глинку.
Там были странные отношения, которые начали развиваться с 1839 года, когда Глинка удрал от жены, и пиком которых была беременность Екатерины Ермолаевны в 1841 году. Глинка дал ей денег на избавление от ребенка, ну и после этого как-то все пошло на спад.
Параллельно композитор разводился с женой, дело затянулось. Если сперва у Керн, видимо, была надежда выйти за знаменитого композитора замуж, то со временем она истаяла. К моменту, когда он все - таки развелся (1846 год), они уже два года как не виделись.
Екатерина потом все - таки устроила свою семейную жизнь, а вот Глинка жениться боялся - так и умер холостяком...
Вот, краткий обзор жизни композитора, людей, которые были для него значимы и обстановки, в которой протекали его домашние дни...
Просьба не забывать ставить лайки. Что-то странное творится с системой рекомендаций - обещают, что эта мера может выправить ситуацию...