Занятную историю услышала как-то от опытной, мудрой коллеги.
Дети играют в группе. В определенный момент, воспитатель, согласно режиму, предлагает продолжить игры на улице. Пора собираться на прогулку. Нужно убрать за собой игрушки на ковре.
Воспитатели заметили, что как только решено собирать игрушки, один мальчик сразу идет в туалет. И сидит там, пока дети не наведут порядок в группе.
Потом выходит из туалетной кабинки, моет руки и идет вместе со всеми одеваться на улицу. Хитрит, вообщем.
Такая хитрость объяснима с позиции психологии. Не то, чтобы мальчик очень уж ленив, не хочет собирать игрушки. В других условиях он убирает за собой. И про то, что нехорошо отлынивать он очень даже в курсе.
Просто это проявление еще не совсем разумного нонконформизма.
Ребенок еще не задумывается над моралью своих поступков, но уже не хочет делать как все, подчиняться общим командам. Такой период в своей жизни проживает большинство детей 5-7-ми лет. В какой-то момент они подсознательно ставят перед собой задачу: «Как обойти запреты взрослых? Как не подчиняться их указаниям, а проявлять инициативу самому?».
Это далеко не глупые дети. Они прекрасно знают, что нужно убирать за собой игрушки. Но желание «не делать как все», «расслабиться там, где напрягаются другие» – для них в этот момент важнее и не подлежит самокритичной оценке.
Поругать такого ребенка? Поймать с поличным? Это мало что даст. Ребенок поставит перед собой задачу, как еще более виртуозно обманывать взрослых, чтобы уж «наверняка прокатило».
В этой группе, вместо занудного морализаторства, воспитатели просто умеют быть хитрее таких детей. Перед тем, как объявить детям, что приближается время прогулки и пора сворачивать игры на ковре, педагоги стали делать объявление. Даже точнее опрос:
– Ребята, кому сейчас нужно в туалет?
Кто-то даже на это откликается и действительно идет справить свои нужды.
А у этого мальчика даже персонально спрашивали:
– Игорь (имя условно), ты хочешь в туалет?
И как только ребенок отвечал «Нет», следовало:
– Ребята, мы же планировали сегодня пойти с вами на прогулку? Сейчас самое время. Собираем игрушки!
Куда деваться Игорю при таких условиях? Собирает игрушки. Чувствует себя при этом вполне бодро и весело. Впереди же прогулка с её подвижными играми!
Взрослый смоделировал ситуацию. Он в силах управлять очередностью событий, сглаживая у такого ребенка проявление «неправильного» нонконформизма.
А как же детская инициатива, не гасим ли мы ее этим? – спросит критичный читатель.
Мудрый воспитатель разовьет детскую инициативу там, где она даст полезные плоды: в играх с детьми, в творчестве, в праздниках.
А в описанном случае дети получают урок, что на одну хитрость может найтись другая. И бесконечно хитрить, друг друга «перехитряя» – дело утомительное. Можно жить и без этого.