Изначально слова «вокзал» в русском языке не было. В дореволюционной России поезда присутствовали в больших количествах, а вот вокзалов не наблюдалось напрочь. Место, относящееся к железной дороге, где пассажир мог купить билет, уточнить расписание, подождать поезд, сдать вещи в камеру хранения или нанять извозчика, называлось станция.
Железнодорожники хотели привлечь к себе как можно больше пассажиров, чтобы повысить продажи и ускорить окупаемость. С этой целью на станциях стали появляться увеселительные заведения с музыкой, буфетом и даже «нумерами» для желающих переночевать.
Эти развлечения появились в Российской Империи в середине 19 века и назывались «Воксал» (англ. Vauxhall — увеселительное место вблизи Лондона). Корнем слова был «Vox» — голос (от него же произошло слово «вокал»). Как видите, к музыке это название имело отношение куда больше, чем к поездам.
Первый музыкальный «воксал» был построен в 1838 году рядом с конечной станцией в Павловске. Он стал достопримечательностью Царскосельской железной дороги и служил ловким рекламным приемом для увеличения доходности. Так что Петербург можно считать законодателем этой моды, слово родилось именно тут.
Со временем люди перестали разделять станцию и «воксал». В их понимании все это слилось в единый комплекс. С тех пор станциями стали называться небольшие промежуточные остановки в чистом поле или рядом с какой-нибудь деревенькой, где есть только кассы и зал ожидания. А вот крупные конечные станции в центре города, где помимо касс и залов есть гостиницы, кафе, рестораны и много чего еще, стали вокзалами, независимо от того, есть там какие-то музыкальные развлечения или нет.
Но Петербург был законодателем не только всего самого хорошего. Он же является и основателем поколения гопников, которые все еще существуют и никуда не делись.
Еще в конце 19 века на Лиговском проспекте было организовано Государственное Общество Призора (ГОП) для неблагополучных детей и подростков. После Октябрьской революции здесь же была организована коммуна для подростков-беспризорников.
Так как все уже привыкли к аббревиатуре, ее решили не менять, поменяли только название — Государственное общежитие пролетариата (тоже ГОП). Так и появилось название «гопники».
Подростки эти были, мягко скажем, не выпускниками института благородных девиц, а потому количество преступлений, совершенных в этом районе, резко возросло. Причем практически во всех этих преступлениях были задействованы подростки из ГОПа.
Районы, где располагались эти общежития, стали считаться неблагополучными, там никто не хотел жить. Постепенно всех преступников стали называть гопниками, а то, чем они занимались, останавливая и грабя прохожих, — «гоп-стопом».
В общежитии в качестве борьбы со вшами, всех коротко стригли, а потому лысая голова была визитной карточкой гопников, за что их сначала называли «отмороженные мозги», а позже просто «отморозками».
Но голова все же мерзла на холоде, поэтому появились характерные кепки «утиный нос», которые наблюдаются в гоп-культуре и по сей день.
Петербург — он такой разноплановый!