Генерал-лейтенант Лев Рохлин вошел в историю как один из наиболее талантливых российских военачальников первой чеченской войны. Хотя в действующей армии успел повоевать не так уж и много - с начала декабря 1994-го. И по февраль 1995-го.
Но за это краткое время "афганец" Лев Рохлин проявил себя как весьма профессиональный генерал. Его 8-й гвардейский армейский корпус наступал на мятежную Чечню со стороны дагестанского Кизляра. И смог дойти до Грозного без лишних потерь - как собственных, так и со стороны мирного населения.
Именно воин из расположения частей Рохлина стал первым героем России за чеченскую войну. Увы, посмертно. Это прапорщик Виктор Пономарев, ценою жизни храбро защитивший от контратаки бандитов важнейший мост через Сунжу у станицы Петропавловской.
Рохлин шел на Грозный не нахрапом - а тонко, обходя крупные населенные пункты. Среди населения Чечни у генерала быстро появились свои люди, что передавали важнейшую информацию о передвижениях боевиков, о лучших путях наступления на столицу. Короче, о том, где именно бандиты ждали в засадах российских солдат.
Так, рохлинцы обошли ловушку у Петропавловского шоссе на везде в Грозный. И на русском кладбище у аэропорта Грозный-Северный.
При этом Рохлин щадил местное население и его обычаи. Например, запретил артиллерии стрелять по мечети в станице Петропавловской, на чьем минарете засели боевики. Храм освободили снайперы и пулеметчики.
Рохлин сумел мастерски вскрыть почти все оказавшиеся на пути ловушки. И, закрепив свои позиции блокпостами, смог подойти к Грозному в установленный срок.
В самом городе генерала ждала не менее сложная задача - освободить площадь Минутку, взять консервный завод, Краеведческий музей и гостиницу "Кавказ". А также на его долю полагался и штурм самого президентского дворца Дудаева - "Рескома".
По Грозному солдаты генерала шли не плотными танковыми колоннами, как в других группировках. А отделениями по две-три боевых машин, в сопровождении пехоты. Что опять-таки помогло избежать лишних потерь. И выполнить все поставленные задачи.
Любопытный факт - солдаты генерала Рохлина приходили на помощь и своим "соседям" - попавшим в окружение другим российским частям. Пытались выручить из беды и легендарную 131-ю мотострелковую бригаду. Увы, не получилось - слишком плотным оказалось кольцо боевиков...
Именно благодаря грамотным действиям генерала Рохлина российской армии в НГ-1995 удалось избежать полнейшей катастрофы при штурме Грозного. И все-таки тогда освободить чеченскую столицу.
- Я не был разбит благодаря моему афганскому опыту, - делился позже генерал. - Благодаря пониманию, что совсем уж тупые приказания сверху можно и нужно далеко не всегда исполнять.
Например, Лев Рохлин отверг приказ штурмовать президентский дворец при поддержке тяжелой артиллерии, беспрерывного огня танков и авиации. Отлично понимал, что в такой каше, что сложилась тогда в центре Грозного, это приведет к страшным потерям и со стороны российских сил. Потому дворец Дудаева грамотно атаковали штурмовые группы мотострелков и морских пехотинцев, прикрытые "Тунгусками".
- Энергичный, добрый и милый человек, очень гостеприимный, - говорил Рохлин о начальнике генштаба той поры Анатолии Квашнине. - Но в военном смысле - вообще никакой. Как можно точно исполнять его приказы?
Интересно, что штаб Рохлина в те страшные дни стоял прямо на передовой. Так было намного легче управлять частями в тяжелейшей ситуации. Именно в штабном вагончике Рохлина у самого края войны побывал тогда легендарный рокер Юрий Шевчук.
- Этот человек в треснутых очечках, так не похожий на бравого боевого генерала-вояку, - сказал о Рохлине журналист Александр Невзоров. - Но именно он лично руководил всеми операциями. И лично, с минимальной охраной, выходил на переговоры с боевиками, добиваясь обмены пленными.
Впрочем, после успешного взятия Грозного 8-й армейский корпус генерала Рохлина внезапно из Чечни был вообще выведен. Хотя мог бы продолжить славные дела. Есть мнение, что выведен был из-за слишком растущей популярности своего командира. А также из-за возможности закончить чеченскую войну слишком быстро...
После этого ставший депутатом Госдумы от партии "Наш дом Россия" Лев Рохлин лишь раз принимал участие в вопросах чеченского конфликта. Сделал в парламенте жесткий доклад о расследовании атаки Басаева и Хаттаба на российскую колонну близ селения Ярыш-Марды.
Сам генерал Рохлин, кстати, от предложенного звания героя России за взятие Грозного публично отказался.
- Война в Чечне - это боль России и ее горе, гражданская война - сказал генерал. - Считаю неприемлемым принимать награду за такую войну. В гражданской войне полководцы славы снискать не могут.
Жить Рохлину оставалось не более полутора лет... По одной из версий, Ельцин так и не простил популярности генерала, заподозрил его в бонапартизме и попытке вооруженного мятежа.