Летающие без помощи крыльев, а благодаря наполняющему их лёгкому газу, существа – медузы чаще всего – традиционные обитатели фантастических миров. Включая и научно-фантастические. То есть, иные планеты. О которых прежде человечество лишь грезило, – через наиболее креативных своих представителей. Теперь же экзопланеты можно видеть. Не отчётливо, и тоже только через лучших, специально обученных представителей. Но – всё-таки.
Соответственно, возникает вопрос, не видно ли на других планетах летающих медуз и китов. Хотя бы, потенциально.
Прежде чем на данный вопрос отвечать, следует разобраться с двумя заблуждениями. Во-первых, огромных парящих монстров совершенно точно нет на Юпитере и прочих планетах с водородной преимущественно атмосферой. Ибо при аэростатическом способе движения подъёмная сила создаётся замещением окружающего газа более лёгким. Легче же водорода во вселенной ничего не придумано.
Во-вторых, низкая сила тяжести и аэростатический полёт – из разных сказок. По закону Архимеда всунутое в воду тело выпирает из туды весом выпертой воды. Весом! С уменьшением силы тяжести уменьшится вес «медузы», но и вес вытесненного ею газа уменьшится в той же мере. Если же вспомнить, что лёгкие планеты скорее всего будут обладать атмосферой неплотной…
Условия для аэростатического полёта создаёт только плотная атмосфера из тяжёлых газов. И на Земле таковые отсутствуют. Для того, чтобы уравновеситься со средой организму потребуется состоять из полости с водородом на 99.9%.
...Стоит отметить, что остальные проблемы разрешимы. В процессе фотосинтеза растения, именно, осуществляют разложение воды на водород и кислород. Внутренние же оболочки первых цеппелинов изготавливались из природного материала – «золотой кожи». Плёнки получаемой из определённой части коровьего кишечника. С удержанием водорода – способного даже при отсутствии микротрещин сочиться сквозь твёрдые материалы – «золотая кожа» справлялась наравне с алюминием.
Проблема, таким образом, в плотности атмосферы. На Земле она слишком мала. Но если увеличить её в 20 раз, аэростатические полости займут уже только 98% объёма. Так что, медузу, состоящую на 98% не из воды, а из водорода, становится возможно представить. При атмосфере более плотной в 100 раз живой аэростат сможет позволить себе состоять из плоти на целых 11%.
...Однако, о 100 атмосферах едва ли стоит мечтать. Слишком велика становится вероятность того, что планета перегреется по венерианскому сценарию. Всё-таки, и на Венере плотность атмосферы лишь в 90 раз выше земной… Но это – у поверхности. С высотой плотность атмосферы падает.
О чём речь? О том, что живой аэростат будет стараться забраться как можно выше. Чем выше, тем безопаснее, тем прохладнее, – перегрев при высокой плотности атмосферы неизбежен, вопрос лишь в его масштабе, – и тем больше света. При высокой плотности атмосферы со светом возникнут проблемы. Соответственно, независимо от плотности максимальной – «на уровне моря» – рассчитывать «медузу» следует на плотность минимальную, при которой аэростатический полёт для растений и животных возможен. Это 10-20 атмосфер.
...Пока жизнь не вышла из моря, возможность аэростатического полёта останется потенциальной. Жители вод и так с Архимедом дружат. Экспериментировать с водородными пузырями им ни к чему. На суше же первыми преимущества полёта, несомненно, используют растения, поднимающие кроны не на жёстких стеблях, а на пузырях. Это удобно, но вполне вероятно, что многие вообще откажутся от стеблей, отправив сферические кроны в свободный полёт на, как отмечалось выше, максимальную высоту. Там воду им придётся получать из пара, а минеральные вещества из пыли. Что, естественно, станет сдерживающим фактором. Но преимущества есть тоже. Растения могут позволить себе быть более пустыми и взлетят выше, чем животные.
Но, кстати о животных. Они тоже могут летать, используя надутые водородом полости тела, но высокая плотность атмосферы накладывает некоторые ограничения. Высокое сопротивление среды препятствует как машущему, так и планирующему полёту. Не даром самолёты (и даже птицы при дальних перелётах) для экономии горючего стремятся забраться на максимальную высоту. При 20 атмосферах парение в потоках воздуха станет практически единственным вариантом. В качестве вспомогательного двигателя – больше для коррекции направления и манёвров – может использоваться «воздухомёт» подобный водомёту головоногих.
Между растениями и животным «газового» мира разница будет подобной различию между высотным аэростатом и дирижаблем. То есть, и у животных – при сигарообразной форме тела, гармонизирующей отношение объёма к поверхности с лобовым сопротивлением, – скорость окажется весьма умеренной.
Размеры же обитателей воздушного океана, что приятно будоражит воображение, могут оказаться очень велики. Ибо, во-первых, они никак не стеснены своим весом. Во-вторых, с увеличением размера относительное лобовое сопротивление (при 10-20 атмосферах становящееся больным вопросом) уменьшается. В-третьих, более прочными и менее проницаемыми для газа становятся покровы. Что означает потенциально и большую высоту полёта. Наконец в четвёртых, – они же надувные, а значит будут выглядеть несравненно крупнее, чем можно предположить по их массе.
Организмы, живущие в атмосфере получают сразу несколько стимулов расти, и размер их будет ограничен только доступностью ресурсов.