Химия одиночества этот «Серотонин». Сломленный дух. Апатия. Утрата смыслов. Плата за всё, что происходит с современным человеком - в этом спрессованном времени hi-tech, эры возможностей, возможностей потребления. Мнимых возможностей на поверку.
И не все ведь из «новых» ментальных страдальцев материально благополучны, как ожидалось, а страдают вот все одинаково, только антураж разный. Многие сегодня болеют одиночеством и всяческой рефлексией.
**
Пьеса современного, весьма успешного француза Мишеля Уэльбека (род. 1958). Сильный текст, 2019 года. Свежий. Тяжелый. Обнаженная реальность. Такое, наверное, с кушеток слушали Фрейд и Юнг. Не всякий заглядывает в такую бездну…
Мишель Уэльбек - откровенный и парадоксальный. Он часто поднимает в литературе темы, которые его собратья предпочитают не трогать от слова вообще. У него репутация человека, который описывает жизнь такой, какой она есть. Он не пророк и не отъявленный циник: просто не видит смысла в «прекраснодушной хрени». Реалист?
«Современный мир сам готовит свое уничтожение» - это он в одном из интервью. И с ним трудно не согласиться, оглядываясь вокруг: катимся уверенно…
Его взгляды не все разделяют во Франции, многие считают «крайне правым». Но это не отменяет бешеную популярность писателя во Франции и в мире. Читают его везде. Несколько романов успешно экранизированы. Так что выбор поставить Уэльбека в России сам по себе вызывает уважение и интерес. Это ведь еще и риск в некотором смысле: поднята сегодня острая тема «конца истории» - старые идеи уже не работают, а новые еще не сформировались. Отсюда конфликты повсюду, далеко зашедшие. Вендетта как основной метод решения проблем. Ужас.
**
В зале, простите (без всякого снобизма), местами не все «догоняют» суть происходящего на сцене. Обидно. Хотя и понятно: некая дуальность обсуждения интимных проблем со сцены несколько шокирует и может выйти невольно на первый план, оттуда и непонятки. Как реагировать зрителю на непонятки? Смешком. Стыдливым смешком. Увы.
…А послевкусие у спектакля долгое. Впрочем, именно стойким послевкусием всегда и славилась французская литература. И хороший театр тоже.
**
Сценически постановка очень стильная (браво, режиссер Андрей Прикотенко). На крохотной сцене можно всего столько уместить! Озеро, горы, шале. Это мультимедиа, в первую очередь. Но и hard tech тоже на высоте: крюки, как на конвейере на мясокомбинате, вывозят отшумевших своих героев с поля зрения, из зала. Очень хорошее решение. Отвлекает от повышенной тревожности текста: что-то здесь непременно откликается в каждом.
В зале много молодежи и довольно зрелых людей: одни прошли, другие проходят свои университеты.
Актеры - блистательны. Жабо (горгера) на всех, «раздувшийся птичий зоб», знак принадлежности к upper middle class, как минимум. Как тут не процитировать Н.Г. Чернышевского? «А если у всякого человека черте знает что на уме, то у такого умного человека и подавно». Вот внутренние конфликты «такого умного человека» и есть суть происходящего на сцене.
Лица актеров набелены - такие маски несъемные, защищающие артиста от его персонажа.
Перевоплощения актеров в разных персонажей - спутников жизни главного героя - завораживают. Психологически совершенно разные типы, узнаваемые, а актер - один.
Все герои потеряны, хотя будто включены в реальность.
Все осознанно (или неосознанно?) ищут поддержки, опоры. Откликаются охотно (?) на звонки старых друзей. А вживую не виделись в среднем 10-15 лет. Это как? Это не в безразмерной России, это в камерной Франции. Это тренд нашей цивилизации? Может, тут и кроется разгадка хандры и одиночества? Может, встречаться надо чаще, быть ближе, не бояться эмоций жизни?
**
Думы мои.
Как же им, актерам, не просто существовать на сцене, где зритель уже на расстоянии вытянутой руки… Театр крошечный. Маски, конечно, помогают. Но! Они особенные, эти актеры театра «Приют Комедианта. Им подвластны другие глубины. Психологический современный театр. Оголенный нерв.
**
Иван Волков, звезда Петербургской театральной сцены. Играет свою непростую ведущую партию прекрасно. Тонок, музыкален (сам И. Волков - музыкант и композитор, между прочим!). Прекрасен, но монохромен. Красный Рождественский колпак не спасает. Вот как играть пустоту?.. Как найти любовь в мире одиночества?
При этом оторвать взгляд от его героя невозможно! Иван Волков рефлексировать под маской «благополучности» научен жизнью, потому маска тонкого аристократа на сцене ему органична особенно.
По мне, так его партнеры (роли формально второго плана) еще более блистательны в спектакле: не без эксцентрики потому что. При этом их игра - не батл, а настоящее партнерство: актеры не тянут одеяло на себя. Всё работает на спектакль.
София Никифорова и Олег Рязанцев плюс Иван Волков. Ансамбль. Современный театр.
Флоран (Иван Волков) 46 лет. Работал в Министерстве сельского хозяйства, как и тот француз, что автор пьесы.
Флоран наработался уже… Прожигает то, что осталось от прошлой размеренной жизни. Умный, страдающий аристократ (ну, или почти аристократ). Да еще умеющий вербализировать свои страдания - мечта любой женщины мегаполиса. Сидит «на колесах». Куча разных проблем и побочка от антидепрессантов («легкое» современное решение уйти от текущей боли?). В итоге теряет не только потенцию, но и эмпатию. Переживает только свои страхи и свои проблемы. Рядом гибнут его близкие… Косвенно триггером трагедий выступает наш болящий Флоран.
Замкнутый круг. Выхода нет?.. И его лечащий врач понимает это тоже - медицинского решения проблем Флорана нет. Хороший врач, тоже на грани. У него много таких пациентов.
Так что ж? Выхода нет? Уходя, уходи?
Психотерапевты (из новейших) рекомендуют работать над волей, дабы преодолевать психологические кризисы и не доводить себя «самоанализом» до психиатрии. Уже и тренинги соответствующие есть на продажу.
А что? Дух и сила воли. Монахи и другие стоики так и живут. Попробуй их сломать, не получится.
Что-то должно быть внутри человека - прямое и твердое. Стержень.
Только со сцены об этом не говорят…
Борьба индивида самим с собой выходит. Новейший тренд.
«Надежда - хороший завтрак, но плохой ужин», - говорил Фрэнсис Бэкон. А тут даже завтрака нет. Ни тени оптимизма. C’est la vie?
***
А часики тикают. На сцене, кстати, тоже.
…А белые ночи выманивают из дома на набережные. Дымка оптимизма витает среди праздной толпы.
В люди! За новыми смыслами и надеждами, надеждами за завтраком.
Серотонин - это химия. Сложная химия жизни. Упрощать не надо.
©️ Мила Тонбо 2023
Другие отзывы и рецензии автора на театральные и музыкальные спектакли (а также киноновинки) отечественных и зарубежных постановщиков (исполнителей) в подборке «Театральная гостиная»