В соответствии с опубликованным постановлением правительства России с 1 сентября этого года таксисты смогут работать не более 40 часов в неделю. Однако закон до конца не прописывает процедуру контроля за этим лимитом, оставляет много лазеек для его обхода, а также создает условия для появления «серого рынка» услуг такси.
В документе уточняется, что при пятидневном графике работы у водителя должна быть восьмичасовая смена. Он может продлить ее еще на два часа, но лишь затем, чтобы завершить уже принятый заказ. Постановление вступает в силу с 1 сентября 2023 года и действует до 1 марта 2029 года.
По мнению хозяина краснодарского таксопарка и блогера Константина Манукьяна, эта инициатива может практически на треть снизить доходы профессиональных таксистов, а значит им придется искать пути обхода этого закона, в чем им могут помочь недобросовестные агрегаторы:
Константин Манукьян, владелец таксопарка, блогер
«Сейчас у меня водители в среднем работают по 10-12 часов в сутки. Это примерно 60 часов в неделю. Получается, что новый закон уменьшит доходы водителей практически на треть.
Я полагаю, что никто из них не захочет лишиться столь значительной прибыли, а значит они будут искать возможность обойти данное ограничение. Как вариант, водители зарегистрируются в нескольких агрегаторах такси и когда у них закончится смена в одном, просто начнут принимать заказы у другой компании. Кроме того, на рынке могут появиться недобросовестные агрегаторы, которые будут раздавать заказы сверх установленных лимитов. Да и сами водители могут просто раздавать клиентам свои личные телефоны, а оплату от них получать наличной или переводом на карту.
Вообще, пока абсолютно непонятно как планируют на практике контролировать данное ограничение. Будут ли ставить на машины тахографы (специальные устройства, контролирующие режим труда и отдыха водителей) или агрегаторы просто перестанут раздавать заказы после окончания восьмичасовой смены? По крайней мере, наш официальный партнер (компания Яндекс) нам по этому поводу ничего не сообщал, да и соответствующих постановлений Минтранса я не видел».
По словам краснодарского таксиста Олега, принятые ограничения значительно ударят по заработкам его коллег. В целом они лишат водителей от 30 до 50 процентов их нынешних доходов:
Олег, таксист
«Таксопарки нам, водителям, обычно выдают машины в аренду не по дням, а по неделям. Сейчас я и мои коллеги работаем ежедневно в среднем часов по 10-12. По новым правилам мы сможем работать только по 8 часов пять раз в неделю. А кто будет платить за простой автомобиля в оставшиеся два дня? Конечно же сами водители, которые и сейчас то зарабатывают не сильно большие деньги.
Ограничения сильно ударят по заработкам таксистов. Мы минимум потеряем треть от нынешнего своего дохода. Несмотря на это, когда вступят в силу эти изменения, мне придется просто им подчиниться. Закон нарушать я не буду. Себе дороже потом выйдет. Но думаю, найдутся ребята, которые ради заработка пойдут на различные ухищрения».
В Госавтоинспекции Краснодара порталу BFM Кубань отказались давать официальный комментарий о предстоящих изменениях, ссылаясь на то, что они вступят в силу только 1 сентября. При этом в неформальной беседе работники ведомства посетовали на то, что сами не понимают каков, будет механизм контроля рабочего времени водителей такси и кто, собственно, будет его выполнять.
Сулейман Алиев