Всем привет, хотел написать про "Бо" в традиционной подборке фильмов ужасов, но, отсмотрев, понял, что надо придумывать другую тему. Например, чокнутый арт-хаус или просто кинобезумие, которое трудно загнать в какие-то рамки. Подобрал несколько таких фильмов, а начну с одного позабытого ШЕДЕВРА (без кавычек).
"Не очень весело"/Allegro non troppo (1976)
Жил-был один итальянский режиссёр, который решил снять мультфильм: сборник законченных новелл под классическую музыку. Что-что вы говорите это уже было у Диснея в "Фантазии"? Да кто такой этот ваш Дисней!
В общем, пригнал этот режиссёр оркестр старух, которых он держал в загоне для скота, снял со стены художника, закованного в цепи, и заставил первый играть, а второго - иллюстрировать музыку.
Сначала мы увидим старого сатира, безуспешно добивающегося внимания прекрасных нимф, а потом - историю о сердитом человечке, которому не нравилось, что другие человечки всё повторяют за ним. (Впрочем, под конец они ему массово покажут... хм... филейные части.) Не успеет зритель подумать: "Вроде, неплохо", как следом за хорошими новеллами идут шедевральные.
Третья история - как забытый космонавтами на другой планете глоток кока-колы начал вдруг эволюционировать, и скромный путь маленького живого комочка постепенно превращается в марш невообразимых существ под бессмертное "Болеро" Равеля. Интересно, видел ли этот мультфильм некий Иван Максимов, снявший в 1992 году свою версию "Болеро" и тоже с шествием странных созданий? Спойлер: у итальянцев круче. К тому ж с моралью: всех кока-кольных динозавров опередила одна ушлая обезьяна... Советую посмотреть: настоящий шедевр в шедевре.
Четвёртая новелла: милый котик бродит по развалинам дома, где он когда-то жил, и вспоминает своих хозяев, которые периодически являются к нему в виде призраков. Чем-то напоминает мультфильм "Будет ласковый дождь". Под конец выясняется, что котик... смотрите сами.
Впереди ещё кое-какие истории, качеством хуже. И неважно, досмотреть можно в любом случае.
Истории перемежаются чёрно-белыми перебивками в стиле "чёрной комедии", снятыми с живыми актёрами. Большинство шуток крутится вокруг несчастного художника, которого все обижают.
Эти эпизоды проигрывают рисованным, однако Маурицио Никетти дюже хорош в своём образе смешного маленького человечка, который не сдаётся несмотря ни на что. Заметил его ещё в "Хотеть летать", о котором писал ранее. Надо ознакомиться с наследием актёра поближе.
Самое интересное: рисованные персонажи периодически пытаются прорваться в реальный мир (и наоборот). Далеко не "Кролик Роджер", но факт есть факт.
"Моторама"/Motorama (1991)
Всё-таки, моим любимым десятилетием в кино (и отечественном, и американском) остаются 90-е. Такого, как тогда, уже не снимают... и вряд ли снимут.
Вот, например. Некий десятилетний мальчик решил начать самостоятельную жизнь и сбежал от родителей, угнав у них машину. Остались сущие мелочи: где-то найти денег... Скажем, их можно выиграть в лотерее, собрав все буквы слова "МОТОРАМА".
И мальчик пустился в путешествие по просторам неведомо какой страны, которая очень похожа на США, только штаты здесь называются иначе, а вместо долларов - голландские гульдены. Но самое интересное - почти все встречные-поперечные воспринимают героя как полноценного взрослого человека, а сами похожи то ли на больших детей, то ли на пациентов дурдома.
Мальчика ждёт множество сюрреалистически-абсурдных приключений, хотя вот финал вполне предсказуем. Ну где вы видели, чтобы люди в лотереи выигрывали?
Довольно любопытная притча, вызывающая реакцию в духе "это странно... но продолжайте". В эпизодах мелькают рокеры Фли и Митлоуф, а также 15-летняя Дрю Берримор.
"Плохая партия"/The Bad Batch (2016)
Где-то в Америке есть специальная территория - огороженный кусок пустыни, куда ссылают преступников. Туда попала одна юная девица и не успела сделать и двух шагов, как её поймали кaннибалы и отгрызли руку и ногу. Девица кое-как уползла и попала в поселение под названием "Комфорт", где обитают более-менее вменяемые ссыльные. Оклемавшись, она пошла мoчить кaннибалов и как-то нечаянно похитила у одного сурового мужика дочку. Мужик пошёл её искать, встретил героиню, а потом между ними вспыхнула любофф.
Рецензенты пишут, что это нечто вроде помеси "Безумного Макса" и "Техасской резни бензопилой", не скажу насчёт "Резни", но "Макс" тут и рядом не валялся. Никаких погонь, перестрелок, динамичного сюжета... Скорее, напоминает суперлайт-версию "Парня и его собаки": суровая постапокалиптика с уклоном в странный юмор, абсурд и прочий арт-хаус. По сравнению с другими фильмами подборки выглядит довольно скромно, но ощущение что "что-то тут не так" будет вас преследовать вплоть до финальных титров.
Несмотря на медлительность, фильмец весьма любопытен и оригинален (не припомню другого фильма, где у героини было всего две конечности). Всё самое интересное происходит на фоне, особенно хорош процветающий в "Комфорте" культ - смесь тоталитарной секты и дискотеки.
Кстати, весьма удивляет Киану Ривз в роли вожака диско-культа. А уж узнать в чокнутом бессловесном бомже одного знаменитого комика и вовсе невозможно.
"Крот"/El Topo (1970)
Бахнем по классике от великого мексиканского режиссёра. С одной стороны, безумие в чистом виде, с другой - всё понятно: и что происходит, и "что автор хотел сказать".
В некоторой пустынной стране жил-был непобедимый стрелок по кличке Крот - пятый в местном рейтинге крутости. И решил он (с подачи любимой девицы) стать первым, истребив четвёрку лидеров... Сказано - сделано.
Звучит, как сюжет для обычного вестерна? Так-то оно так, но во-первых, это пересказ лишь первой половины фильма. А во-вторых, дьявол, как водится, кроется в деталях. Окружающий Крота мир словно пережил глобальную катастрофу, а его противники напоминают супергероев: один невосприимчив к пулям, второй отбивает их сачком...
Мало того, здесь каждый кадр напичкан символизмом. К примеру, у Крота есть семилетний сын, который постоянно ходит без одежды, что символизирует его чистоту и невинность... И никто не скажет: "Слышь, мужик, а чой-то у тебя ребёнок раздетый?" Потому что это притча, живущая по своим законам!
Так вот, главный герой по ходу дела теряет и сына, и любимую девицу, впадает в кому... А потом, подружившись с племенем подземных мутантов, отправляется в облике бритоголового монаха искупать свои грехи. Попадает в город, где живут богатые лживые люди (США в миниатюре)... а кончится история довольно печально.
Сей безумный фильм был задуман и снят как сугубо андеграундный продукт для кучки таких же эстетов. К счастью, "Крота" как-то раз посмотрел сам Джон Леннон (большой любитель "Алисы в стране чудес" и прочего сюра с подтекстом) и остался в полном восторге, после чего уговорил одного близкого друга, из числа продюсеров, выкупить права на фильм и заняться его раскруткой. Так "Крот" стал известным для киноманов всего мира. Среди поклонников фильма - Дэвид Линч, Дэннис Хоппер, Боб Дилан, Питер Габриэл и, что особенно предсказуемо, Мэрилин Мэнсон.
Если вдруг не смотрели - рекомендую. По крайней мере, знакомство с этим фильмом помогло мне лучше воспринять "Все страхи Бо"... Кстати, о птичках.
"Все страхи Бо"/Beau Is Afraid (2023)
В некотором городе, наполненном безумцами и мaньяками, жил-был запуганный мальчик Бо, 50 годиков (или около того). Как-то раз у него умeрла мама, надо ехать на пoхороны, но Бо как назло сначала потерял чемодан и ключи от квартиры, а потом и вовсе угодил в плен к странной семейке, которая вроде как решила усыновить великовозрастного неудачника.
Дальше будет путешествие в прошлое и будущее, встреча со странствующим актёрами-хиппи и с члeномонстром (не шучу), а в финале - суд над несчастным Бо, который наломал в жизни немало дров, хоть и зла никому не желал.
Ари Астер известен инновационными хоррорами "Реинкарнация" и "Солнцестояние", снятыми по принципу "вроде, всё понятно, но странно и скучно". "Все страхи Бо" - это нечто противоположное: "ничего не понятно, но очень интересно". А впрочем, понимать тут особо нечего. В аннотации фильм называют комедийным ужастиком, тогда как это сюрреалистическая притча, проще говоря - арт-хаус. (Пишут, что Ари Астер попросту экранизировал собственные страхи.)
И вроде, "этого не может быть, потому что этого не может быть никогда", но здесь есть вполне себе внятная история, которую хочется досмотреть, просто чтобы узнать, какая шиза там дальше и чем всё в итоге кончится.
В общем, точно не для фанатов ужасов. Я б назвал "Бо" смесью Терри Гиллама и Йоргоса Лантимоса, где от первого - безумные приключения, а от второго - чувство испанского стыда за всё происходящее.
Всем спасибо! Добавляйтесь!