В годы Второй мировой войны массовые расстрелы, казни, геноцид были обычным делом. В большинстве случаев акцент делался на национальности, гражданстве и цвете кожи. В этом смысле Пальмирский расстрел, произошедший ровно 83 года назад, стоит особняком. Тогда фашисты всего за одну ночь казнили 358 человек. Целенаправленно отбирали самых значимых для города граждан: политиков, представителей интеллигенции, спортсменов, священнослужителей. Как принято говорить, цвет общества. Делалось это для того, чтобы у Польши не осталось ни лидеров, ни управленцев.
По приказу Гитлера этим занимался генерал-губернатор Ганс Франк. У всего это кошмара, учиненного СС и гестапо, было даже название — «чрезвычайная акция по умиротворению». И это для фашистов было работой над ошибками. Ранее некоторых известных поляков арестовывали, но затем были вынуждены отпускать либо вести долгую дипломатическую переписку. Тогда-то отголоски политики умиротворения агрессора еще имели место и в Третьем рейхе задумывались о репутации. Но с 21 июня 1940 года стали поступать проще — сразу расстрел. Франк говорил на эту тему: «Нет необходимости помещать их в германские концентрационные лагеря, так как это вызвало бы трудности и ненужную переписку с семьями. Лучше решать эти вопросы в самой Польше и наиболее простым способом».
Еще более циничным все это выглядит, если восстановить детали трагедии. Будущие смертники находились в тюрьме Павяк. Их вывезли в Пальмирский лес, где приказали выкопать длинные и глубокие рвы. А на следующий день подняли рано утром, приказав собрать вещи. Люди подумали, что их перевозят в другой лагерь. Но когда грузовики отправились в тот же лес, все стало ясно. Среди расстрелянных оказались, например, члены организации Сопротивления, спикер сейма Мацей Ратай, вице-мэр Варшавы Ян Похоский, активист Польской социалистической партии Мичеслав Недзялковский, олимпийский чемпион по легкой атлетике Януш Кусочиньский и многие другие.
В общей сложности в тех местах до июля 1941 года расстреляли 1,7 тыс. человек. И эти преступления нацисты стремились скрыть. Непроста же везли на казнь в глухой лес. Сейчас предприимчивые потомки тех выдающихся людей активно стараются заставить Германию выплатить репарации. Тут нет ничего удивительного. Война — это бизнес, и власть имущие стремятся использовать подобные ситуации по максимуму.
Но вот и тут те же двойные стандарты. Про действия обидчиков поляки хорошо помнят и даже требуют сверх того, что было закреплено международными соглашениями десятки лет назад. Но как насчет спасителей? От фашистской заразы Польшу освободили именно жители русского мира. Может, и потомкам бойцов Красной армии пора запрашивать у поляков плату за освобождение?