Дмитрий Факторин, наш аналитик и гуру экономической теории, просто и доступно об "экономике предложения" как теории и ее воплощении в российских реалиях.
Итак, Президент России на прошедшем 26-м ПМЭФ публично объявил о приверженности курса «экономики предложения». Что это за экономика и что от нее можно ожидать?
Сразу оговоримся, что в 70-х годах прошлого столетия так называли экономическую теорию, которая была призвана в те времена решить проблему стагфляции. Теория «экономики предложения» появилась как альтернатива учению Джона Кейнса - «экономике спроса», которое, как казалось тогда, давало явный сбой. Одним из практических последователей теории «экономики предложения», хотя и с большой натяжкой, был Рональд Рейган, который стоял у руля США с 1981 по 1989 год. Проведенные в тот период экономические реформы вошли в историю как «Рейганомика». Надо сказать, что в отношении этого эксперимента так и не сложилось единого мнения об его успешности.
Принципиальная разница в теориях в общем-то следует из их названия: Кейнс утверждал, что спрос рождает предложение, и стало быть управлять надо спросом; приверженцы альтернативной теории утверждали, что предложение формирует спрос, и надо всячески стимулировать предложение.
🚦Как стимулировать предложение
Как стимулировать спрос мы все видим на примере проводимой развитыми странами экономической политики – от программ количественного смягчения до выплат различного вида пособий населению. А вот как в понимании создателей теории «экономики предложения» стимулировать это самое предложение?
⬇Налоги.
Теория утверждает, что снижение ставок налогов на бизнес, рабочую силу и капитал с полным отказом от прогрессивной шкалы налогообложения приведет в итоге к снижению производственных издержек и соответственно инфляции, росту частных накоплений и соответствующей активизации инвестиционной активности. Последующий за этим рост экономики приведет к увеличению налоговых поступлений, которые со временем компенсируют снижение ставок налогов. Активное развитие экономики будет способствовать широкому использованию рабочей силы, что приведет к снижению безработицы.
⬇Госрегулирование экономики.
В теории говорится, что минимизация госрегулирования в виде различного рода запретов, ограничений, согласований, проверок и прочих бюрократических процедур снизит издержки бизнеса и соответственно инфляцию, а также высвободит предпринимательскую инициативу. Частный бизнес эффективней государства, а потому все что можно приватизировать – должно быть приватизировано.
⬇Госрасходы.
Теория призывает к минимизации социальных расходов бюджета, не создающих материальных благ – пенсий, пособий. Большие социальные расходы не стимулируют трудовые ресурсы к активной деятельности и накоплению капитала, увеличивают спрос и, соответственно, инфляцию. Высокая доля государства в перераспределении благ контрпродуктивна. Чем меньше доля бюджета в ВВП, тем лучше. Дефицит бюджета приводит к госзаимствованиям, которые составляют конкуренцию частным заемщикам, что препятствует привлечению ими инвестиций.
☝Анализируя изложенные постулаты необходимо понимать, что теория рождена более полувека назад и не учитывает в полной мере роль эволюционировавшей банковской системы в инвестиционных процессах; полного отказа от золотого обеспечения денег; способности мировых
центральных банков выступать масштабными конечными кредиторами экономик; эволюции госуправления.
🏹Что же Россия хочет взять на вооружение из «теории предложения»?
☝Знаете, самое интересное, что мы уже давно и поэтапно внедряем принципы этой теории в нашу экономическую политику.
Так, в 2001 году мы перешли на плоскую шкалу налогообложения доходов физических лиц НДФЛ с немыслимо низкой ставкой 13%. Это дало ожидаемый эффект в виде существенного роста собираемости налога. Даже после введения в 2021 году дополнительной ставки в 15% можно по-прежнему говорить о том, что в России этот налог является одним из самых низких в мире, а его шкалу лишь отчасти можно называть прогрессивной. В 2003 году для предприятий МСП была внедрена упрощенная система налогообложения УСН. Система не только упростила ведение учета, но и существенно сократила налогообложение МСП опять же до одного из самых низких уровней в мире. В 2020 году у нас появились «самозанятые» с льготным налоговым режимом. А еще отдельные налоговые льготы у нас есть и в сельском хозяйстве, и в IT, и много где еще. В общем, в части налогового режима мы уже давно являемся последователями «теории предложения».
На ПМЭФ Президент анонсировал введение новых льгот для предприятий в переходной стадии от МСП к крупным – МСП+.
В госрегулировании в части различного рода проверок бизнеса тоже есть положительные сдвиги, особенно обозначенные с началом COVID-ограничений. Сейчас есть понимание, что введенные ограничения на проверки было во многом не временным решением. Идет активный процесс упрощения взаимодействия бизнеса и государства практически по всем направлениям, в том числе благодаря повсеместной цифровизации. При снижении различного рода ограничений для бизнеса уже реализуется огромное количество разноформатных государственных программ поддержки отдельных секторов и субъектов экономики. Этих программ уже настолько много, что доведение их всех до понимания субъектов экономики становится отдельной актуальной нетривиальной задачей.
Управление государственной собственностью через создание самостоятельных в части оперативного управления коммерческих структур с контрольной долей государства ставит проблему эффективности таких субъектов в разряд дискуссионных. Мало кто назовет такие компании как Сбер или Роснефть не эффективными. Поэтому, такие структуры легко могут быть вписаны в «теорию предложения» в качестве полноценных рыночных игроков.
Что же касается государственной собственности без потенциала внутреннего развития, то решение об адресной приватизации можно сказать принято – на ПМЭФ идея нашла всестороннюю поддержку.
В части социальных расходов на пенсии и пособия ожидать секвестра не стоит. Но и в этом вопросе государство исторически крайне аккуратно блюдет баланс между принципами социального государства и недопущением популизма. Помните же реформу пенсионной системы в 2018 году? Вместе с тем, проводимое уже который год государством масштабное обновление социальной инфраструктуры вполне укладывается в «теорию предложения». Кстати, «Рейганомика» тоже не смогла добиться сокращения доли социальных расходов.
Бюджетный дефицит в «теории предложения» вредит рынку капитала, так как осуществляемые для его покрытия госзаимствования создают конкуренцию частным заемщикам. Т.е., не сам дефицит по себе вреден, а вредны последствия госзаимствований для доступности кредитных ресурсов для частных заемщиков. Здесь надо сказать, что такую конкуренцию создатели теории усматривали в условиях, когда центральные банки не брали столь масштабно на себя функцию кредитора последней инстанции, а банковская система была не способна мультиплицировать заемный капитал в масштабах текущих реалий. Поэтому, данный постулат можно считать устаревшим. Несмотря на это, проводимая несколько десятилетий нашим государством бюджетная политика в основном сводилась к нейтральному бюджету с преобладанием профицита.
☝Как видно, мы уже давно являемся последователями «теории предложения». Так почему же нет результатов в росте экономики? И почему о приверженности курсу теории было объявлено только сейчас?
Очевидно, что одной из основных причин является то, что накапливаемые за счет низких налогов капиталы так и не трансформировались в инвестиции. Причин здесь много: это и неразвитость рынка капитала, и несовершенство судебной системы, и сильная конкуренция в условиях
открытого режима экономики, и постоянно возникающие неопределенности и риски в геополитике и мировой экономике. В общем, накопленный капитал предпочитал другие локации или пассивное размещение. Сейчас, когда другие локации не ждут наших капиталов, а
санкционная война сильно подвинула конкурентов, создается историческая возможность смены парадигм в использовании отечественных капиталов: яхтам и иностранным футбольным клубам –
нет; отечественному производителю – да.
Все это не отменяет необходимость решения проблем, ранее препятствующих внутреннему инвестированию. Поэтому, Президент и говорил о новых инструментах на фондовом рынке, о расширении функционала институтов развития, главным из которых был определен ВЭБ, о дальнейшем снижении надзорного давления на бизнес со стороны силовых структур. Понимая, что в условиях глобальной неопределенности риски долгосрочного инвестирования крайне высоки – масштабные инвестиции в инфраструктуру предполагается осуществлять при активном
участии государства, в том числе финансовом, что опять же не противоречит «теории предложения».
⁉А что все же делать со спросом на создаваемое предложение?
Теория предполагает, что к моменту продажи продукта он уже произведен и стало быть за него уже произошла оплата за труд – выплачена заработанная плата. За счет этой зарплаты и будет куплен продукт. Чтобы
обеспечивать рост предложения – нужно обеспечить и рост заработных плат. Именно поэтому Президент в своем выступлении говорит об экономике высоких зарплат и объявляет о существенном повышении МРОТ с 2024 года. Очевидно, что высокие зарплаты невозможно обеспечить без роста производительности труда. И в этой связи Президент призвал Правительство и ЦБ подумать над механизмом конвертации положительного сальдо торгового баланс страны в инвестиции на техническое перевооружение экономики. Пожалуй, это самая загадочная
инициатива, комментариев которой практически не было. Как бы то ни было, рост благосостояния граждан процесс не быстрый, а времени на раскачку опять же нет. И в данной ситуации без государственного спроса в экономике никак не обойтись. Президент анонсировал реализацию
масштабных транспортных и логистических инфраструктурных проектов. Вкупе с увеличенными расходами на ОПК – такие инвестиционные расходы государства окажут существенную поддержку спросу.
✅Что можно ожидать бизнесу в прикладном плане?
Налоги – увеличение налогового бремени маловероятно. Ожидаются дополнительные налоговые льготы для предприятий МСП+.
Расходы государства – ожидать значимого секвестра бюджета не стоит. Инвестиционные расходы государства в инфраструктуру и ОПК возрастут. Бюджет останется дефицитным на горизонте как минимум нескольких лет. Закупки государства продолжат отдавать приоритет отечественным
производителям.
Валютное регулирование – помимо объявленной амнистии за нарушения валютного законодательства можно ожидать дополнительных изменений в части управления положительным сальдо торгового баланса.
Финансовая грамотность – учитывая большое количество госпрограмм поддержки необходимо проведение системной разъяснительной работы и методической поддержки бизнеса. Такую задачу, как приоритетную, для себя уже обозначил ЦБ.
Фондовый рынок – можно ожидать новых финансовых инструментов, включая ЦФА. На рынке должны появиться новые игроки-инвесторы, включая ВЭБ. Биржевой рынок капитала должен стать реальным инструментом привлечения инвестиций.
Приватизация – адресной приватизации быть.
Господдержка – уже введенные меры поддержки бизнеса будут продолжены. Активизация поддержки должна пойти в области государственно-частных партнерств различного вида.
Внешнеэкономическая деятельность – турбулентность будет сохраняться, межблоковый протекционизм возрастать, ВЭД будет концентрироваться преимущественно вокруг блока БРИКС. Отечественная экономика не будет закрываться от внешних партнеров – позиция, озвученная Президентом.
Валютный курс – можно ожидать долгосрочной стабильности, которая будет обеспечена сбалансированностью импорта-экспорта, вероятным ростом иностранных инвестиций со стороны дружественных стран, отсутствием стимулов к выводу капиталов в недружественные страны.
☝Мы живем в эпоху смены устоявшихся правил в геополитике и мировой экономике. Противопоставив однополярному миру концепцию многополярного, мы и в экономике идем своим никем еще до конца не проверенным путем. И в этом вопросе крайне важно не ортодоксальное следование теоретическим постулатам, а проявление гибкости и оперативности в принятии решений в ответ на стремительно меняющийся мир. Время ускоряется, любое промедление может оказаться критическим.