Возможно, это всего лишь совпадение, но одновременно с распадом совхозов и оттоком молодёжи в города наша тверская деревня лишилась такого экзотического социального явления, как цыгане.
Появляясь 3-4 раза в год, неожиданно, непонятно откуда, с присущим только им ярким колоритом (шум-гам, буйство красок, беготня цыганят), они так же внезапно исчезали, оставляя после себя ощущение состоявшегося праздника и долгие пересуды деревенских старушек. При этом именно с ними было принято связывать все беды и неприятности, которые случались в деревне как в этот день, так и после их нашествия.
Цыганки в длинных ярких платьях, украшенные обычными крупными бусами и заурядными серёжками (какие носит большинство наших женщин), ходили по домам и назойливо «впаривали» свой товар. Где они его доставали - до сих пор остаётся загадкой, расспрашивать об этом было не принято. Известно, что цыгане неравнодушны к чёрному цвету, но в нашем случае предлагаемые кофточки, платья и свитера были исполнены в ярких сочных тонах.
Кстати, всё приобретённое у них отличалось исключительной надёжностью и носилось в семьях десятилетиями. У меня в старом родительском доме после смерти матери (а та ушла из жизни двадцать лет назад) до сих пор хранится (в качестве памяти, разумеется) один из любимых ею свитеров. И выглядит, как новенький...
Женская часть деревенского населения, несмотря на предубеждения, охотно их привечала, поскольку в те годы только посредством цыганок удавалось разжиться отдельными предметами обихода - одеждой, обувью, украшениями (преимущественно, мелкой бижутерией). Справедливости ради замечу при этом, что не всех прельщала возможность покупки с рук товара неизвестного происхождения, да ещё и у цыганок.
Деревенская молва всегда работала с опережением: стоило цыганам появиться в одном конце деревни, как на другом уже все об этом знали. И принимали соответствующие меры - прятали подальше все ценные вещи, закрывали двери на засов, а маленьких детишек не выпускали на улицу.
Могу утверждать, что цыгане никогда не воровали, и тезис «пустил цыганку в дом - жди пропажи» в деревне не работал. Не припомню случая, чтобы после их посещения хозяева сетовали на исчезновение ценных вещей. Однажды обнаружилась пропажа нескольких хозяйских кур, пару дней всей деревней цыганкам перемывали косточки и лишь позднее обезглавленные птицы (излюбленный приём хорька!) отыскались в хлеву…
А вот предлагая погадать, они нередко запугивали наивных деревенских старушек всякого рода несчастьями, которые на них непременно свалятся, после чего те сами отдавали всё, что назойливые цыганки от них просили. В первую очередь, конечно же, деньги. В этом плане деревенские жители всегда являлись лёгкой добычей: стоило лишь надавить на нужные эмоции, рассказать про сглаз и скорую болезнь родственников - и бери их голыми руками! Неслучайно утверждают, что у цыганки даже чёрт может поучиться хитрости!
Сколько мы наслушались в детстве от матери всяких ужастиков о кражах маленьких детишек! Хотя таких случаев в округе не было, но подобная профилактика действовала безотказно. При этом самый весомый аргумент в пользу нашего благопристойного поведения был следующий: «Не будете слушаться - придут и заберут цыгане!» Был и более жёсткий вариант - украдут и съедят! Когда же начинали допытываться: «А почему они крадут детей?», звучало шутливое: «Потому что сладкие!».
Многие не без оснований считают цыган людьми необязательными. Отчасти это так. «Наши» цыгане, например, часто не соблюдали достигнутые с деревенскими женщинами договорённости в части привоза соответствующего ассортимента товаров и времени следующего прибытия в деревню. Порой создавалось впечатление, что они следовать этим условностям (как же, свободолюбивый народ!) просто не умеют и не хотят. Отсюда - причины возникновения отдельных конфликтных ситуаций и (как апофеоз) - их постепенный массовый исход из деревни к началу 80-ых.
Приходящие цыганки постоянно менялись, поэтому мы их не успевали запоминать. Да нам это было и без надобности… И лишь одна из них (помню, что мать называла её Радой) на протяжении почти пятнадцати лет оставалась верной нашей деревне, постепенно подружившись со многими местными женщинами и оставив о себе добрую память. Даже после завершения цыганской эпопеи она, уже постаревшая, ещё лет пять продолжала в одиночку по старой памяти заглядывать в деревню. К тому времени уже полностью изменились жизненные реалии и актуальность цыганского сподвижничества сошла на нет. А вскоре и с ней связь была потеряна...
Читайте мои предыдущие публикации на канале:
- Самые «разухабистые» актёры советского кино 1950-1960-ых
Уважаемые читатели, подписывайтесь на мой канал! Проявляйте уважение к автору и друг к другу, воздерживаясь от откровенных оскорблений, хамства и мата в комментариях!