Найти тему
Деревенский дед

Цыгане в советской деревне

Возможно, это всего лишь совпадение, но одновременно с распадом совхозов и оттоком молодёжи в города наша тверская деревня лишилась такого экзотического социального явления, как цыгане.

Появляясь 3-4 раза в год, неожиданно, непонятно откуда, с присущим только им ярким колоритом (шум-гам, буйство красок, беготня цыганят), они так же внезапно исчезали, оставляя после себя ощущение состоявшегося праздника и долгие пересуды деревенских старушек. При этом именно с ними было принято связывать все беды и неприятности, которые случались в деревне как в этот день, так и после их нашествия.

С их появлением деревня настораживалась... Фото из открытых источников.
С их появлением деревня настораживалась... Фото из открытых источников.

Цыганки в длинных ярких платьях, украшенные обычными крупными бусами и заурядными серёжками (какие носит большинство наших женщин), ходили по домам и назойливо «впаривали» свой товар. Где они его доставали - до сих пор остаётся загадкой, расспрашивать об этом было не принято. Известно, что цыгане неравнодушны к чёрному цвету, но в нашем случае предлагаемые кофточки, платья и свитера были исполнены в ярких сочных тонах.

Кстати, всё приобретённое у них отличалось исключительной надёжностью и носилось в семьях десятилетиями. У меня в старом родительском доме после смерти матери (а та ушла из жизни двадцать лет назад) до сих пор хранится (в качестве памяти, разумеется) один из любимых ею свитеров. И выглядит, как новенький...

Цыганские "тёрки". Фото из открытых источников.
Цыганские "тёрки". Фото из открытых источников.

Женская часть деревенского населения, несмотря на предубеждения, охотно их привечала, поскольку в те годы только посредством цыганок удавалось разжиться отдельными предметами обихода - одеждой, обувью, украшениями (преимущественно, мелкой бижутерией). Справедливости ради замечу при этом, что не всех прельщала возможность покупки с рук товара неизвестного происхождения, да ещё и у цыганок.

Деревенская молва всегда работала с опережением: стоило цыганам появиться в одном конце деревни, как на другом уже все об этом знали. И принимали соответствующие меры - прятали подальше все ценные вещи, закрывали двери на засов, а маленьких детишек не выпускали на улицу.

Такие могут "выцыганить" что угодно! Фото из открытых источников.
Такие могут "выцыганить" что угодно! Фото из открытых источников.

Могу утверждать, что цыгане никогда не воровали, и тезис «пустил цыганку в дом - жди пропажи» в деревне не работал. Не припомню случая, чтобы после их посещения хозяева сетовали на исчезновение ценных вещей. Однажды обнаружилась пропажа нескольких хозяйских кур, пару дней всей деревней цыганкам перемывали косточки и лишь позднее обезглавленные птицы (излюбленный приём хорька!) отыскались в хлеву…

А вот предлагая погадать, они нередко запугивали наивных деревенских старушек всякого рода несчастьями, которые на них непременно свалятся, после чего те сами отдавали всё, что назойливые цыганки от них просили. В первую очередь, конечно же, деньги. В этом плане деревенские жители всегда являлись лёгкой добычей: стоило лишь надавить на нужные эмоции, рассказать про сглаз и скорую болезнь родственников - и бери их голыми руками! Неслучайно утверждают, что у цыганки даже чёрт может поучиться хитрости!

Как тут не испугаться пророчества старой цыганки! Фото из открытых источников.
Как тут не испугаться пророчества старой цыганки! Фото из открытых источников.

Сколько мы наслушались в детстве от матери всяких ужастиков о кражах маленьких детишек! Хотя таких случаев в округе не было, но подобная профилактика действовала безотказно. При этом самый весомый аргумент в пользу нашего благопристойного поведения был следующий: «Не будете слушаться - придут и заберут цыгане!» Был и более жёсткий вариант - украдут и съедят! Когда же начинали допытываться: «А почему они крадут детей?», звучало шутливое: «Потому что сладкие!».

Многие не без оснований считают цыган людьми необязательными. Отчасти это так. «Наши» цыгане, например, часто не соблюдали достигнутые с деревенскими женщинами договорённости в части привоза соответствующего ассортимента товаров и времени следующего прибытия в деревню. Порой создавалось впечатление, что они следовать этим условностям (как же, свободолюбивый народ!) просто не умеют и не хотят. Отсюда - причины возникновения отдельных конфликтных ситуаций и (как апофеоз) - их постепенный массовый исход из деревни к началу 80-ых.

Сегодня цыганки часто работают в одиночку... Фото из открытых источников.
Сегодня цыганки часто работают в одиночку... Фото из открытых источников.

Приходящие цыганки постоянно менялись, поэтому мы их не успевали запоминать. Да нам это было и без надобности… И лишь одна из них (помню, что мать называла её Радой) на протяжении почти пятнадцати лет оставалась верной нашей деревне, постепенно подружившись со многими местными женщинами и оставив о себе добрую память. Даже после завершения цыганской эпопеи она, уже постаревшая, ещё лет пять продолжала в одиночку по старой памяти заглядывать в деревню. К тому времени уже полностью изменились жизненные реалии и актуальность цыганского сподвижничества сошла на нет. А вскоре и с ней связь была потеряна...

Читайте мои предыдущие публикации на канале:

Уважаемые читатели, подписывайтесь на мой канал! Проявляйте уважение к автору и друг к другу, воздерживаясь от откровенных оскорблений, хамства и мата в комментариях!