СОДЕРЖАНИЕ:
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1 Инвестиции: сущность, источники, виды
1.2 Механизм управления инвестиционными процессами в Российской Федерации, законодательные основы
ГЛАВА 2. ЗНАЧЕНИЕ ИНВЕСТИЦИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ РОССИИ
2.1 Особенности инвестиционного процесса в России
2.2 Перспективы стимулирования и активизации инвестиционной деятельности в России
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Введение
Необходимым условием развития экономики является высокая инвестиционная активность. Она достигается посредством роста объемов реализуемых инвестиционных ресурсов и наиболее эффективного их использования в приоритетных сферах материального производства и социальной сферы. Инвестиции формируют производственный потенциал на новой научно-технической базе и предопределяют конкурентные позиции стран на мировых рынках.
Проблема финансового обеспечения, регулирования и стимулирования инвестиций в реальном секторе экономики стала важной в условиях развивающейся рыночной экономики нашей страны.
Актуальность данной темы связана с тем, что осуществление инвестиций является важнейшим условием реализации стратегических и тактических задач развития и эффективной деятельности российской экономики.
Цель и задачи исследования. Целью исследования является разработка механизма стимулирования инвестиционной политики как источника экономического роста и повышения эффективности деятельности российских предприятий и корпораций. Выбор цели предопределил решение следующих задач исследования:
1. изучить сущность инвестиций, их источники и виды;
2. изучить механизм управления инвестиционными процессами в Российской Федерации, ее законодательные основы;
3. рассмотреть особенности инвестиционного процесса в россии;
4. изучть перспективы стимулирования и активизации инвестиционной деятельности в России.
Предметом исследования являются методы и механизмы стимулирования инвестиционных процессов на различных предприятиях отраслей народного хозяйства Российской Федерации.
Теоретической и методологической основой исследования послужили теоретические работы по макро- и микроэкономике, инвестиционному и финансовому менеджменту, другим экономическим наукам, законодательные акты, нормативно-правовые документы, концепции и программы реформирования экономики России, а также исследования отечественных и зарубежных специалистов в области теории и практики инвестиционной политики.
Структура работы. Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1 Инвестиции: сущность, источники, виды
Само понятие инвестиции означает вложения капитала. Инвестиции - это все виды имущественных и интеллектуальных ценностей, вкладываемых в объекты предпринимательской деятельности в целях получения дохода, в том числе:
- движимое и недвижимое имущество и имущественные права, право удержания и другие, кроме товаров, импортируемых и предназначенных для реализации без переработки;
- акции и иные формы участия в коммерческих организациях;
- облигации и другие долговые обязательства и т.п.[1]
Подобное определение инвестиций можно назвать бухгалтерским, так как оно охватывает вложения во все виды активов (фондов) предприятия.
Инвестирование - деятельность, связанная с осуществлением вложений иностранных инвестиций в объекты предпринимательской деятельности в целях получения прибыли.
Под инвестициями в широком смысле понимаются денежные средства, имущественные и интеллектуальные ценности государства, юридические и физические лица, направляемые на создание новых предприятий, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение действующих, приобретение недвижимости, акций, облигаций и других ценных бумаг и активов с целью получения прибыли и иного положительного эффекта.[2]
Инвестиции как экономическая категория выполняют ряд важнейших функций, без которых немыслимо нормальное развитие экономики любого государства.
Инвестиции на макроуровне являются основой:
· для осуществления политики расширенного воспроизводства;
· для ускорения НТП, улучшения качества и обеспечения конкурентоспособности отечественной продукции;
· для структурной перестройки общественного производства и сбалансированного развития всех отраслей народного хозяйства;
· для создания необходимой сырьевой базы промышленности;
· для гражданского строительства, развития здравоохранения, культуры, высшей и средней школы, а также для решения других социальных проблем;
· для смягчения или решения проблемы безработицы;
· для охраны природной среды;
· для конверсии военнопромышленного комплекса;
· для обеспечения обороноспособности государства и решения многих других проблем.
Инвестиции играют исключительно важную роль и на микроуровне. На этом уровне они необходимы, прежде всего для достижения следующих целей:
· расширения и развития производства;
· недопущения чрезмерного морального и физического износа основных фондов;
· повышения технического уровня производства;
· повышения качества и обеспечения конкурентоспособности продукции конкретного предприятия;
· осуществления природоохранных мероприятий;
· приобретения ценных бумаг и вложения средств в активы других предприятий.[3]
Закон определяет инвестиции максимально широко. Если человек покупает иностранную валюту — это инвестиции. Вклад в банке, покупка квартиры для перепродажи или сдачи, покупка ценных бумаг, вложения в компании — все это инвестиции. Хотя в тратах на образование, «зеленую экономику» и медицину не всегда есть прямая выгода в виде прибыли, они тоже считаются инвестициями, потому что направлены на улучшение качества жизни.
Инвестиции можно условно разделить по объекту:
Реальные — покупка квартир, земельных участков, станков и производственных линий, машин и т. д. Сюда же входят произведения искусства, антиквариат, коллекционные монеты. Инвестор может вкладывать средства напрямую в капитал компании.
Финансовые — покупка ценных бумаг, валюты, драгоценных металлов и сырья.
Нефинансовые — вложение в изобретения, технологии, патенты. Например, покупку франшизы можно считать нефинансовыми инвестициями.
Интеллектуальные — вложения в образование.[4]
По вероятности возврата вложенных средств инвестиции могут быть классическими, венчурными и спекулятивными. Как правило, для классических инвестиций характерна высокая вероятность возврата вложенных средств. Венчурные инвестиции в силу своей специфики имеют вероятность возврата инвестиций на уровне порядка 50%. Спекулятивные инвестиции сопряжены с наибольшим уровнем риска, но могут принести инвестору наибольшую доходность.
По источнику происхождения средств инвестиции могут быть частными, государственными, иностранными или смешанными.
В зависимости от срока размещения средств инвестиции бывают краткосрочными (до года), среднесрочными (до трех лет) и долгосрочными (свыше трех лет).
Кроме того, существует классификация инвестиций по такому критерию, как способ воспроизводства. Таким образом выделяются:
1. валовые инвестиции, характеризующие общий объём вкладываемых средств в новое строительство, приобретение средств и предметов труда, прирост товарно-материальных запасов и интеллектуальных ценностей;
2.реновационные инвестиции, осуществляемые в простое воспроизводство основных средств и амортизируемых нематериальных активов, и чистые инвестиции, представляющие собой валовые инвестиции за вычетом амортизационных отчислений.[5]
По отрасли вложения средств инвестиции могут осуществляться в сельское хозяйство, обрабатывающие производства, строительство, водоснабжение, добычу полезных ископаемых, торговлю и т.д.
Источниками инвестиций являются собственные (прибыль, амортизационные отчисления, денежные средства), заемные (банковские кредиты, бюджетные кредиты, облигационные займы) и привлеченные средства, а также бюджетные инвестиции.
На уровне микроэкономики инвестиции можно подразделять на внутренние, внешние и смешанные.
Внутренним источником инвестиций является разница между общей суммой денежных средств, имеющихся у предприятия, и разумной величиной, которая должна оставаться в кассе и на расчетном счете. К внутренним источникам инвестиций можно отнести самофинансирование инвестиций, т.е. их финансирование из собственных ресурсов.
Внешние источники - это заемные и часть привлеченных средств. К ним относятся кредитное финансирование, выпуск эмиссионных ценных бумаг, финансовый лизинг, а также государственное финансирование, средства спонсоров и др.
На уровне макроэкономики к внутренним источникам финансирования инвестиций можно отнести:
1) государственное бюджетное финансирование;
2) сбережения населения;
3) накопления предприятий, коммерческих банков, инвестиционных фондов и компаний, негосударственных пенсионных фондов, страховых фирм и т. д.
К внешним источникам финансирования относятся:
1) иностранные инвестиции;
2) иностранные кредиты и займы.[6]
1.2 Механизм управления инвестиционными процессами в Российской Федерации, законодательные основы
Одним из важнейших факторов, влияющих на инвестиционный климат любой страны, является существующая система законодательства, определяющая национальный правовой режим инвестиционной деятельности и регламентирующая принципы и механизм взаимоотношений инвесторов с государственными органами, с одной стороны, а также с иными участниками экономических отношений и субъектами хозяйствования - с другой.
Общеправовую основу регулирования инвестиционной деятельности в Российской Федерации составляет система действующих законодательных и подзаконных актов, регламентирующих рассматриваемую сферу правоотношений.
Нормативно-правовая база инвестиционной деятельности содержит в себе нормативные акты трех уровней:
1) законодательные акты: конституционные и федеральные законы; международные договоры; законодательство субъектов Федерации;
2) подзаконные акты: указы Президента Российской Федерации; межправительственные постановления; правительственные постановления; внешнеэкономические соглашения субъектов Российской Федерации; ведомственные акты; постановления и решения органов местного самоуправления;
3) локальные, представленные системой актов индивидуального характера: различные административные акты участников инвестиционной деятельности; нормативно-правовые договоры (на основе международного права, гражданского и трудового права Российской Федерации).[7]
Нормативно-правовые акты в области инвестиционной деятельности на уровне субъектов Российской Федерации должны содержать региональные законы, создающие благоприятные условия для стратегического инвестиционного развития территории: «Об инвестиционной деятельности»; «О бюджете развития»; «О залоговом фонде»; «О науке и инновационной деятельности на территории субъекта Российской Федерации» и другие.
Нормативно-правовые акты субъектов Федерации в области инвестиционной деятельности в своей основе направлены на предоставление дополнительных налоговых льгот (в части своей компетенции) и предоставление бюджетных гарантий инвесторам. Налоговые льготы, предоставляемые субъектами Федерации инвесторам, могут быть распространены в той или иной степени на все налоги, формирующие бюджет субъектов. Наиболее часто предоставляются льготы по налогу на прибыль, налогу на имущество, транспортному налогу, налогу на операции с ценными бумагами и акцизам в добывающих отраслях. Технология предоставления гарантий инвесторам со стороны субъектов Российской Федерации основывается на создании ими сбалансированной системы правовой защиты, привлекательной для потенциальных инвесторов.
На государственном уровне основным методическим документом, регламентирующим всю инвестиционную деятельность, в настоящее время являются Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов (вторая редакция), утвержденные совместным постановлением Минэкономики Российской Федерации, Минфинов Российской Федерации и Госстроя России от 21 июня 1999 г. № ВК 477. Этот документ в целом соответствует общепринятым в мировой практике методам экономических измерений и содержит систему показателей, критериев и методов оценки эффективности инвестиционных проектов, используемых на различных уровнях управления на основе определенных, признаваемых в Российской Федерации принципах проектного анализа.
Основополагающими правовыми актами регулирования в системе привлечения и осуществления инвестиций являются:
1. Федеральный закон от 25.02.1999 №39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений»
2. Федеральный закон от 09.07.1999 №160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации»
3. Федеральный закон от 29.04.2008 №57-ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства»
4. Федеральный закон от 22.07.2005 №116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации»
5. Федеральный закон от 29.11.2001 №156-ФЗ «Об инвестиционных фондах»
6. Федеральный закон от 30.12.1995 №225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции»
7. Федеральный закон от 27.12.1991 №2116-1 (ред. от 06.08.2001) «О налоге на прибыль предприятий и организаций»
8. Закон РСФСР от 29.06.1991 №1488-1 «Об инвестиционной деятельности в РСФСР»
9. Постановление Правительства Российской Федерации от 23.07.1996 №883 «О льготах по уплате ввозной таможенной пошлины и налога на добавленную стоимость в отношении товаров, ввозимых иностранными инвесторами в качестве вклада в уставный (складочный) капитал предприятий с иностранными инвестициями», в части, не противоречащей Налоговому кодексу Российской Федерации»[8]
Законодательное регулирование инвестиционного процесса призвано не отменять принципы и механизмы рыночного хозяйствования и не заменять их директивным управлением, а, напротив, способствовать созданию благоприятных условий для активизации инвестиционной деятельности хозяйствующих субъектов на основе рыночного механизма.
ГЛАВА 2. ЗНАЧЕНИЕ ИНВЕСТИЦИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ РОССИИ
2.1 Особенности инвестиционного процесса в России
Центральный Банк разобрал факторы, которые привели в 2022 году к росту инвестиционной активности в России, не характерному для кризисных периодов.
В январе—сентябре 2022 года инвестиционная активность в России увеличилась в годовом выражении на 5,9%, а по итогам третьего квартала — на 3,1% в реальном выражении, сообщал Росстат в конце ноября. Главными драйверами инвестиций в условиях структурной трансформации экономики стали необходимость изменения хозяйственных связей и технологических процессов, а также реализация курса на импортозамещение, утверждается в докладе «Региональная экономика» Банка России, опубликованном 8 декабря.
Между тем еще в сентябре в базовом прогнозе социально-экономического развития Минэкономразвития заявляло, что по итогам 2022 года инвестиции в основной капитал снизятся на 2%, в 2023 году — еще на 1% и лишь в 2024 году вернутся к росту.
Данные опроса Центральный Банк оптимистичнее этого прогноза: по оценкам бизнеса, в 2023 году инвестиции сохранятся на уровне текущего года — несмотря на рост неопределенности и торговые ограничения. Треть предприятий сообщила об увеличении размера капитальных затрат в 2022 году и 18% — о снижении.
Почему инвестиционная активность растет.
Внешние ограничения сдерживали экономическую активность, но бизнес постепенно адаптировался к работе в новых условиях. Центральный Банк выделил несколько основных факторов роста инвестиций в основной капитал.
Импортозамещение
Из-за сохраняющихся проблем с импортом промежуточной продукции производители меняли ассортимент, перестраивали производственные процессы и налаживали собственное производство необходимых комплектующих. Например, в Псковской области началось строительство производства промышленных аккумуляторов, что позволит на четверть снизить долю импорта этой продукции на российском рынке уже в следующем году. А в Чувашии химическое предприятие наладит выпуск перекиси водорода, который полностью покроет внутренний спрос в стране.
Реализация запущенных ранее проектов.
Например, в Амурской области на финальной стадии находится строительство крупного газоперерабатывающего завода, оборудование для которого было закуплено в начале текущего года, указали в ЦБ. В регионе проект Амурского ГПЗ для переработки газа с 2015 года реализует «Газпром», в 2021 году были запущены первые две линии завода, в планах — запуск еще четырех линий с полным выходом на проектную мощность в 2025 году.
Тезис о реализации ранее запущенных проектов прежде выдвигал и первый вице-премьер Андрей Белоусов. В конце августа он говорил: «Бизнес отреагировал на санкционные ограничения ровно наоборот, чем это предполагалось авторами санкций, — вместо того чтобы бросить инвестиции, наоборот, предприятия стали стремиться завершить инвестиционные программы».
Федеральные и региональные меры господдержки
При поддержке властей в Московской области был налажен запуск гидравлического оборудования для спецтехники лесозаготовительных, ломоперерабатывающих и коммунальных предприятий. Широкое распространение получают и офсетные контракты: с их использованием в Москве на территории особой экономической зоны локализуют производство лекарственных препаратов и медицинских изделий.
Поддержку инвестициям оказывала и частичная компенсация затрат по капитальному строительству, за счет чего одному из крупнейших тепличных комплексов в Подмосковье удалось быстро нарастить объемы производства. Минэкономразвития в конце ноября также отмечало, что инвестиционную активность стимулирует постепенное восстановление корпоративного кредитования.
Российский бизнес не отказывается от инвестиций, но откладывает многие проекты, потому что стоит на развилке между импортозамещением и перестройкой логистики импорта, заявлял глава Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Александр Шохин. «Тот факт, что инвестиции несильно падали в этом году, неожиданно для всех, означает, что бизнес начал вкладываться в импортозамещение. Хотя многие инвестиционные проекты, которые были запланированы, конечно, отодвинуты, поскольку многие ориентировались на внешние рынки, на использование западного оборудования, целых заводов фактически под ключ», — отмечал Шохин.
Что мешает росту инвестиций
Банк России выделил и несколько основных барьеров, препятствующих наращиванию инвестиционной активности в стране в 2022 году.
Экономическая неопределенность и внешнеторговые ограничения
Они привели к увеличению сроков реализации или приостановке ряда проектов. Так, изготовитель пластиковых изделий из Ульяновской области приостановил проект по модернизации производства, а металлургический завод в Свердловской области отказался от запланированных инвестиций, продолжив лишь плановую замену оборудования. Ограничения импорта продукции инвестиционного назначения, согласно результатам опроса Банка России, отмечали предприятия всех макрорегионов. По этой причине на два месяца сместился срок запуска кондитерской фабрики в Калининградской области, а крупный производитель бумажных изделий в Брянской области приостановил инфраструктурный проект из-за невозможности импорта европейских установок.
О том, что восстановление инвестиционного импорта идет намного сложнее, чем потребительского, заявлял ранее глава Минэкономразвития Максим Решетников. Экономисты Альфа-банка написали 5 декабря, что, по их оценкам, в 2023 году спад инвестиций в основной капитал может составить до 10%, объясняя это, в частности, тем, что «в структуре российских инвестиций 37% приходится на машины и оборудование, то есть на сегмент, который будет уязвим к перебоям во внешнеторговых поставках».
Снижение капитальных вложений иностранных компаний
Так, крупный американский производитель кормов для животных отложил проект по увеличению мощности завода в Ростовский области. Из-за ухода из России международной энергетической корпорации отменено строительство завода по производству сжиженного природного газа в Хабаровском крае. Речь о проекте американской ExxonMobil.
На долю иностранных компаний и компаний с частичным участием иностранного капитала приходится 13% совокупных российских инвестиций, и в 2023 году этот сегмент может продемонстрировать сильное сокращение инвестпрограмм.
К факторам, мешающим компаниям осуществлять инвестиции, в Минэкономразвития относят также снижение спроса на инвестиции в отраслях, ориентированных на экспорт, и сокращение собственных средств предприятий. По данным Росстата, чистая прибыль российского бизнеса (прибыль минус убытки; без учета малого бизнеса, банков, госучреждений) за девять месяцев 2022 года сократилась на 2,7% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года (до 20,16 трлн руб.), а с учетом обесценения денег из-за двузначной инфляции спад прибылей оказался бы еще больше.
Что происходит в отдельных отраслях
В отраслевом разрезе за девять месяцев наибольший объем инвестиций (порядка 85%) приходился на добычу полезных ископаемых, проекты в сфере транспортировки и хранения, обрабатывающие производства.
Так, инвестиции в добычу нефти и природного газа увеличились на 10,9%. Выход иностранных инвесторов и приостановка работы нефтесервисных компаний не оказали значительного влияния на ход реализации проектов. В частности, по плану велись работы на крупнейшем нефтяном проекте на севере Красноярского края, активно развивался топливно-энергетический комплекс на юге (освоение нефтегазовых месторождений Северного Каспия, модернизация НПЗ в Краснодарском крае). Вместе с тем сроки реализации некоторых проектов сместились. Среди них — строительство газохимического комплекса в Амурской области из-за переноса поставки импортного оборудования, а также комплекса по переработке этансодержащего газа в Ленинградской области из-за выхода из проекта европейского подрядчика.
В транспортировке и хранении капитальные вложения в январе—сентябре выросли даже сильнее, чем в добыче нефти и газа, — на 11,1%. В условиях переориентации грузопотоков с западного на южное и восточное направления важное значение приобрели инвестиции в развитие портовой и железнодорожной инфраструктуры.
В то же время обрабатывающая промышленность, наоборот, продемонстрировала спад. За девять месяцев инвестиции в обработке сократились на 0,9%: на компании ряда обрабатывающих отраслей существенно повлияли ограничения на поставку зарубежного оборудования. Например, на Урале одно из моторостроительных предприятий столкнулось с ограничениями на получение импортных комплектующих и в 2023 году ожидает снижения капиталовложений. В Поволжье крупная химическая компания приостановила строительство установки по производству азотной кислоты из-за сложностей с поставщиками оборудования.[9]
2.2 Перспективы стимулирования и активизации инвестиционной деятельности в России
Министерство экономики утверждает, что в в 2023 году основным источником инвестиций должны стать средства компаний и банковское кредитование.
По словам министра экономического развития Российской Федерации Максима Решетникова, поддержка внутренних инвестиций в 2023 году остается ключевым приоритетом. На фоне внешнего давления в 2022 году инвестиции поддержал бюджет. «В итоге мы понимаем, что в экономике оказалось больше капитала, не меньше. И сейчас необходима опора на частную инициативу и кредитное плечо. В 2023 году основным источником должны стать собственные средства предприятий и банковское кредитование. Важно обеспечить межотраслевой переток средств как через банковскую систему, так и через фондовый рынок».
Решетников отметил, что после ухода ряда иностранных компаний освободились ниши, для занятия которых инвесторам требуется как финансирование, так и развитие технологического потенциала. Устойчивый спрос на преференциальные режимы сохраняется. Например, на сегодня создано 50 особых экономических зон в 38 регионах, более тысячи резидентов которых, инвестировали 882 млрд рублей, создав 56 тысяч рабочих мест.
Кроме того, режим территорий опережающего социально-экономического развития остается одним из ключевых механизмов диверсификации экономики регионов и привлечения инвестиций в моногорода. Министр отметил, что за последние 6 лет ТОСЭР в моногородах привлекли более 1200 резидентов, 228 млрд рублей инвестиций и создали 75 тысяч рабочих мест.
Правительство сформировало ряд мер поддержки, которые уже сегодня позволяют совмещать преференциальные режимы с другими инструментами. В регионах действует программа 1704, по ней до 2024 года субъекты построят порядка 150 объектов инфраструктуры ОЭЗ на 35,5 млрд.
Кроме того, недавно заработала программа, подразумевающая возмещение регионам затрат на создание и реконструкцию инфраструктуры ОЭЗ за счет федеральных налогов и таможенных пошлин от резидентов.
Поддержке инвестиционной активности способствую и другие механизмы: стабилизация законодательства в рамках СЗПК, СПИК, ИБК, индустриальных парков. Например, после перезапуска СЗПК подписано соглашений уже на 400 млрд рублей. Это проекты в обработке, металлургии, горнодобыче, лесопереработке и химии.
В рамках инвестиционного механизма «Фабрика проектного финансирования» одобрено к финансированию 35 проектов общей стоимостью 1,8 трлн рублей. В их числе - строительство горнометаллургического комбината Удокан в Забайкальском крае, угольного порта Суходол в Приморье.
«На реализацию крупных инфраструктурных проектов направляем средства ФНБ. Началось финансирование 15 проектов из утвержденных 17. В их числе расширение Восточного полигона российских железных дорог, которое позволит поддержать экспорт на Восток», - заключил министр.[10]
Заключение.
Инвестиционная политика играет важную роль в процессе социально-экономического и политического развития России. Приток инвестиций в экономику страны создает благоприятные условия для развития промышленности, наукоемких отраслей хозяйства. Эффективность инвестиционной деятельности прямо влияет на стабильность политической системы и играет ключевую роль в процессе экономической модернизации России.
Успешно функционирующая инвестиционная деятельность страны - необходимое условие для устойчивого и стабильного экономического роста.
В общем плане государство может влиять на инвестиционную активность при помощи следующих рычагов: кредитно-финансовой и налоговой политики; предоставления налоговых льгот предприятиям, вкладывающим инвестиции на реконструкцию и техническое перевооружение производства; амортизационной политики; путём создания благоприятных условий для привлечения иностранных инвестиций; научно-технической политики и других.
Наряду с совершенствованием формирования федеральных целевых программ в сфере науки и технологий предстоит продолжить развитие системы мер экономического и иного стимулирования инвесторов, прежде всего предприятий материальной сферы и кредитных учреждений, поощряя их увеличивать объем инвестиций в научные исследования и инновационный процесс.
Основные направления государственной инвестиционной политики Российской Федерации в сфере науки и технологий определяют систему мер, обеспечивающих эффективное использование государственных и негосударственных инвестиционных ресурсов в целях реализации стратегических интересов Российской Федерации (повышение качества жизни населения, достижение экономического роста, развитие фундаментальной науки, образования, культуры, обеспечение обороны и безопасности страны), и являются неотъемлемой частью общей инвестиционной политики Российской Федерации.
В данной курсовой работе я изучил сущность инвестиций, ее виды и источники. Также изучил законодательное регулирование инвестиционной деятельности в России, ее положение и перспективы на будущее.
Список использованной литературы:
1. Екимова, К. В. Финансовый менеджмент : учебник для прикладного бакалавриата / К. В. Екимова, И. П. Савельева, К. В. Кардапольцев. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 381 с.
2. Глотова И.И. Финансы, денежное обращение и кредит: учебник для студентов средних специальных учебных заведений, Ростов н/Д:, Феникс, 2020.377 с.
3. Деньги, кредит, банки. Денежный и кредитный рынки : учебник для среднего профессионального образования / М. А. Абрамова [и др.] ; под общей редакцией М. А. Абрамовой, Л. С. Александровой. — 3е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 424 с
4. Михайленко, М. Н. Финансовые рынки и институты : учебник и практикум для среднего профессионального образования / М. Н. Михайленко. — 2е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 336 с.
5. Лаврушин О.И. Финансы и кредит: учебное пособие для студентов образовательных учреждений СПО. М.: КНОРУС, 2021.-320с.
6. Финансы, денежное обращение и кредит : учебник для среднего профессионального образования / Л. А. Чалдаева [и др.] ; под редакцией Л. А. Чалдаевой. — 5е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 436 с.
7. Финансы, денежное обращение и кредит : учебник и практикум для среднего профессионального образования / Д. В. Бураков [и др.] ; под редакцией Д. В. Буракова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 337 с.
8. Финансы, денежное обращение и кредит : учебник для вузов / М. В. Романовский [и др.] ; под редакцией М. В. Романовского, О. В. Врублевской, Н. Г. Ивановой. — 4-е изд., испр. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 582 с.
9. Официальный сайт Центрального Банка России https://www.rbc.ru/economics/10/12/2022/6393002d9a794700dbfc8c07
10. Официальный сайт Министерства экономического развития Российской Федерации - https://www.economy.gov.ru/material/news/maksim_reshetnikov_v_2023_godu_osnovnym_istochnikom_investiciy_dolzhny_stat_sredstva_kompaniy_i_bankovskoe_kreditovanie.html