Здравствуй, дорогой читатель! Сгущаются тучи над зерновой сделкой. Казалось, только недавно была она свежепродленной, многообещающей, в основном для Турции и Украины.
Но вот уже с середины июня звучат заявления с обеих сторон по поводу ее дальнейшей судьбы. Обычное дело — через СМИ доносится переговорная позиция сторон.
Правда, в этот раз ситуация для "Черноморской инициативы" складывается как никогда печально, а информация об отказе ООН содействовать ее выполнению в отношении нас может стать последним гвоздем в крышку гроба этой сделки.
Но ситуация развивается на нескольких уровнях. И тот, который мы в явном виде наблюдаем в СМИ — не главный. Давайте попробуем разобраться.
Нам в рамках сделки давали целый пакет обещаний (Запад вообще специалист по их оптовой продаже). Обещали разблокировать большое количество экспортных операций, транзит аммиака, обратно подключить "Россельхоз" к СВИФТ.
Про зерно все и так прекрасно знают. На встрече с делегацией африканских стран, да и не раз до этого, Путин объяснил, что вывозимое зерно не доходит до беднейших стран, оседая в Европе.
Те, кому оно и вправду нужно, будут продолжать жить впроголодь, тогда как в Европе от переизбытка дешевой продукции с Украины разоряются фермеры.
Аммиакопровод до Одессы вообще взорвали. Прямо как "Северные потоки". Видимо, во избежание его разблокировки. С нашей стороны на него особо и не надеялись: еще до взрыва начали работу по строительству терминала на Черном море. Причем, его пропускная способность будет 3,5 млн тонн против 2 млн тонн у трубопровода.
"Россельхозбанк" подключать никто и не собирался. Тему просто забалтывали, топя ее в бессмысленных переговорах.
Вишенкой на торте стала информация от нашего замглавы нашего МИДа Сергея Вершинина:
Те три вопроса, о которых вы сказали, очень важны - это аммиак, запчасти, SWIFT. По существу, к сожалению, в ходе последних консультаций ооновцы признали, что они не могут ничего сделать. Они даже сказали, что и перспектив как таковых нет. Это очень, конечно, печально
Не удивительно, что наш МИД прямым текстом заявляет о вероятном непродлении сделки.
Но это условия, лежащие на поверхности. Есть еще один слой
Как мы знаем, главная наша претензия — сделку используют для доставки военных грузов для ВСУ. Технически такая возможность есть.
Второй момент, почему мы соглашались на нее скрепя сердце — перспективы Эрдогана. Турция — главный выгодоприобретатель в этой ситуации. Именно она получает возможность закупать зерно и продавать муку соседям, делая бизнес на переработке.
Однако президентские выборы прошли, "надежный, но неуступчивый" победил прозападного кандидата.
И скорее всего наш выход из сделки будет обусловлен договоренностями с ним. Не зря же мы продлили ее всего на 2 месяца?
В итоге получается так: Турция пока молчит, США дежурно высказались о необходимости продления. Мы — против, ООН заняла позицию "ну не шмогла я", прекратив врать, имитируя бурную деятельность по содействию России.
Я бы пока не стал давать однозначные прогнозы, но пока все идет к прекращении сделки.
Но у Эрдогана в руках остаются козыри: транзит для параллельного импорта, газовый хаб и Закавказье, где он может получить выход к Каспию, а также разжечь конфликт в Нагорном Карабахе.
Эти, или какие-то еще рычаги могут быть применены, и сделка останется действовать.