§ 5.35. Каким образом пенсионная система зависит от экономики?
Существенно улучшить положение пенсионеров по старости в России можно, если выполнить хотя бы одну из следующих мер:
1) увеличить размер страховых пенсий за счет изменения порядка их расчета и отказа от применения системы индивидуальных пенсионных коэффициентов (баллов);
2) провести в полном объеме переход от страховой пенсии к накопительной;
3) осуществлять индексацию пенсий по старости на процент инфляции, но не ниже ключевой ставки ЦБ РФ, которая с сентября 2022 года равна 7,5%;
4) предоставить пенсионерам дополнительные социальные льготы по оплате продуктов лекарств и услуг ЖКХ;
4) повысить размер прожиточного уровня пенсионера до размера МРОТ;
5) сократить срок выхода на пенсию на 3 - 5 лет.
Реализация некоторых из этих мер привела бы к росту страховых пенсий по старости на 25-30%. Хотя это и ниже уровня пенсионного обеспечения в странах Западной Европы, но существенно выше тех денежных сумм, которые пенсионеры получают сегодня. Из заявлений российских чиновников высшего и среднего ранга следует, что они всегда хотели улучшить качество жизни пенсионеров, но ситуация в российской экономике не позволяет этого сделать.
Пенсионная система относится к социальной сфере государства, так как порядок внесения пенсионных взносов и их расходования не связаны напрямую с производством товаров, оказанием услуг и выполнением работ. В теории, собираемых с юридических лиц и граждан средств должно полностью хватать на выплату пенсий по старости. Именно так работают негосударственные пенсионные фонда в России и за рубежом, у них поступления равны расходам.
Но возможность наличия сбалансированного бюджета пенсионных фондов связана с развитием экономики, что ведет к росту заработной платы занятых работников. В результате, происходит постоянное увеличение объемов поступлений средств в пенсионные фонды. Таким образом, стабильная бездефицитная пенсионная система базируется на растущей экономике, что находит отражение в росте валового внутреннего продукта (ВВП).
ВВП разных стран изменяется в зависимости от происходящих региональных и глобальных событий и процессов. В период экономического подъема ВВП растет, в период политических и экономических кризисов, эпидемий, войн, революций, он скатывается к нулевой отметке либо выражается отрицательной цифрой. В целом мировой ВВП увеличивался за последние три десятилетия примерно на 3,5% в год. ВВП некоторых развивающихся стран, идущих по пути рыночных реформ, например, Китая или Вьетнама, рос быстрее, на 7- 10 % в год.
ВВП России в последнее десятилетие практически не растет, а его средний размер составляет около 1% в год, то есть в три раза ниже, чем среднемировой ВВП. Россия не только не догоняет многие страны по размеру экономики, а постепенно отстает от них. За последние 4 года среднегодовой рост ВВП России увеличивался в среднем на 0,75% в год. В 2019 году ВВП России вырос на 2,2%, в 2020 – сократился на 2,7%, в 2021 - вырос на 5,6%, в 2022 году – упал на 2,1%.
Российские власти объясняют этот незначительный рост экономики пандемией коронавируса COVID-19 в 2020 – 2021 годах и западными санкциями, принятыми в ответ на проведение специальной военной операции в 2022 году. Но еще задолго наступления этих событий, российский ВВП начал снижение. В 2011 году он вырос на 4,3 %, в 2012 – на 4 %, а в 2013 году – на 1,8 %, а всего за 10 лет с 2011 по 2020 – он увеличивался в среднем на 1,3% в год. Пандемия коснулась всех стран, но ВВП Китая рос с 2019 по 2022 года в среднем на 4,8 % в год (в 6,5 раз быстрее, чем в России), а ВВП Вьетнама – на 5,1 % в год (почти в 7 раз быстрее, чем в России).
Низкий рост ВВП России оказывает влияние не только на уровень жизни работающих граждан и замедляет промышленное и технологическое развитие страны. По расчетам экономистов, если в России будет «ежегодный прирост ВВП в размере 4% и более, то экономика совершенно спокойно позволяет содержать всех пенсионеров, не повышая пенсионный возраст.» (Аргументы и факты, № 22, 2023. С.6).
Пока ВВП страны не начнет расти темпами, превышающими среднемировой уровень, все потуги российских чиновников будут напрасными, даже если не учитывать предстоящие огромные затраты на текущую модернизацию вооруженных сил и восстановление Мариуполя и других городов, присоединенных в ходе СВО. При таких низких темпах роста экономики в настоящее время в стране нет ресурсов для существенного подъема размера пенсий или принятия иных мер для повышения уровня жизни пенсионеров по старости.
20.06.2023
О зависимости пенсионного обеспечения от российской демографической политики, будет рассказано во вторник 27 июня 2023 в 21-00 МСК.