Найти в Дзене

Как не растеряться в разговоре, когда собеседник чувствует перед вами превосходство?

Оглавление

В одной из своих статей я поднимал вопрос общения с высокомерными людьми. Но меня продолжают спрашивать, как не теряться в разговоре с надменным собеседником, как не отступать перед тем, кто демонстрирует превосходство. Давайте разберемся подробнее.

Фото с сайта Piqsels, используется по лицензии Creative Commons
Фото с сайта Piqsels, используется по лицензии Creative Commons

Почему мы теряемся

В общении с собеседниками, которые ведут себя высокомерно, большинство людей впадает в речевой ступор. Но не от дефицита остроты ума или словарного запаса. Это важно понять для сохранения самооценки, которую, скорее всего, хотят разрушить. Просто вы:

  • не ожидали такого отношения, надеясь на конструктивный разговор;
  • редко сталкиваетесь с надменными людьми и не знаете, что ими движет;
  • хорошо воспитаны и не представляете, как можно разговаривать в подобном тоне.

Как видите, я начал с того, что превосходство собеседника не всегда означает его реально большую значимость. Даже если это представитель ГИБДД или таможенной службы. Никакое звание не дает человеку права хамить.

Что движет надменным собеседником

Когда вы сумеете объяснить себе такое поведение оппонента, его превосходство в ваших глазах рассыплется. Что движет человеком, который держится высокомерно:

  1. Завышенная самооценка. Он чувствует превосходство над окружающими по разным причинам: положение в обществе, достижения, состоятельность и т.д.
  2. Заниженная самооценка. Вероятно, ваш собеседник просто прячет за высокомерием свою неуверенность в себе.
  3. Недостаток воспитания. Многие не осознают, как выглядит их поведение со стороны, не приучены считаться с чувствами других. Хамство для них — норма.
  4. Манипуляция. Здесь все просто — вас хотят лишить уверенности, чтобы добиться желаемого. Например, подписания невыгодного для вас контракта.
Часто бывает, что высокомерными становятся люди, которые сами долго находились под давлением. По этой причине, например, во многих военных частях годами не прекращалась «дедовщина».

Как общаться

Когда мотивы оппонента понятны, вам проще подобрать ответ. Самый простой выход из неприятного общения — полный отказ от контактов. Однако это невозможно, если высокомерный собеседник ваш начальник или чиновник.

Если отказаться нельзя, главное, не паниковать. Превосходство, как правило, не имеет под собой ничего, кроме самомнения человека или его желания вас подавить. Поэтому не бойтесь, дышите ровно, отвечайте медленно. Если собеседник грубо перебивает и требует отвечать быстрее, все равно не теряйтесь. Скажите, что не привыкли давать необдуманных ответов. Или еще прямее – не желаете вести беседу в таком тоне.

Если на вас давят, вы затрудняетесь парировать, скажите: «Я ценю ваше мнение, но есть правила, которые мы не можем нарушать».

Если человек хамит, спросите: «Вы со всеми так себя ведете, или я дал повод меня унижать?» Держитесь уверенно, будьте вежливым и не поддавайтесь эмоциям.

Главное в переговорах — не теряться и сохранять спокойствие. Фото с сайта Piqsels, используется по лицензии Creative Commons
Главное в переговорах — не теряться и сохранять спокойствие. Фото с сайта Piqsels, используется по лицензии Creative Commons

Если чувствуете, что не способны выдержать давление самостоятельно, привлеките к беседе коллег, друзей.

По возможности минимизируйте общение до вежливых приветствий и фраз исключительно по делу.

Друзья, у вас хватит терпения выстоять под натиском собеседника, который демонстрирует свое превосходство. Отнеситесь к его поведению как к капризу, тогда вам станет проще вести диалог. Не бойтесь сказать не то или не так. Ничего не случится, если вы просто промолчите или скажете, что вам нужно подумать.

Вежливость и спокойствие — это то, что обезоруживает как надменного чиновника, так и обычного хама. Если будете транслировать страх и неуверенность, вас легко будет подавить.

Хотите прокачать навыки переговоров на практике? Приходите на мой мастер-класс «Влияй и убеждай. 5 способов убедить кого угодно в чем угодно». Регистрируйтесь и не забывайте, что наша жизнь зависит от того, как мы умеем вести переговоры.