Найти в Дзене
Про жизнь

Делегация родителей. Американский Красный Крест

1918 год. В России бушует Гражданская война. Из голодного Петрограда 2 эшелона детей отправили на Южный Урал, чтобы спасти от голода. Родители не знали, что расстаются с детьми не на месяцы, а на годы...

Окончание очерка "Из революционного Петрограда – вокруг света"
Окончание очерка "Из революционного Петрограда – вокруг света"

Связи с детьми у родителей давно уже не было. Фронт перерезал всё сообщение с Уралом и Сибирью. Обеспокоенные родители обратились в организацию Красного Креста. В результате на Урал 12 октября 1918 года из Москвы отправилась небольшая делегация, заручившаяся мандатами Советского правительства.

Вы читаете окончание. Начало очерка здесь

В ее составе были: Валерий Львович Альбрехт, сотрудник этнографического отдела Русского музея, Иван Петрович Пржевоцкий (Пржевотский) и шведский пастор Вильгельм Сарве, представитель Международного Красного Креста. Добравшись до Екатеринбурга, делегаты встречаются с петербуржцем Альфредом Сваном, случайно оказавшимся вместе с женой Екатериной на Урале. К этому моменту он был представителем ИМКА (YMCA от английского Young Men’s Christian Association – «Ассоциация молодых христиан») – молодёжной организации волонтёров. Альфред Сван, обеспокоенный судьбой детей, связывается с Райли Алленом, находившимся в Омске представителем Американского Красного Креста. Райли Аллен обещает обеспечить колонистов всем необходимым. Альфред Сван, уже от лица Американского Красного Креста, берёт на себя ответственность за снабжение колонистов. Альфред и Екатерина уже имели опыт работы в подобных колониях под Петроградом, и они, как представители АКК, отправляются на помощь колонистам. Альфред, получивший образование в Оксфорде и Петербургской консерватории, организовывает детский оркестр. Екатерина, писательница и преподаватель русского языка, занимается с девочками. К весне 1919 года Альфред Сван получил сообщение о тяжелой болезни отца, и Сваны навсегда уехали из России.

Сотрудники Американского Красного Креста, находившиеся к этому времени во Владивостоке, узнав о проблемах детских колоний, собрали эшелон с продуктами, вещами и медикаментами и отправили его в Миасс. Как ни удивительно, этот эшелон добрался до места назначения. А вот собранный родителями в Петрограде, был задержан в Уфе и до места назначения не дошел.

Тургояк

Но это были только временные меры. Ситуация оставалась катастрофической. Было принято решение собрать все разрозненные отряды колонистов на озере Тургояк.

Ксения Амелина, уже взрослым человеком, так описывала жизнь колонистов на озере Тургояк (опустим описания прекрасных видов и песчаных пляжей): «Для каждой группы была предоставлена дача. Нашей группе досталась дача без печей. Мы отапливали её с помощью печки-буржуйки, на поверхности которой готовили себе дополнительную пищу. Казённое питание было уже скудным, поэтому мы ходили в соседнюю деревню обменивать свои платья на муку или шанежки – пшеничные лепёшки, обмазанные картофелем. Из муки мы делали пресные лепёшки на воде, пекли их на печке и варили костянику, собранную в лесу».

Долгий путь домой

Начавшееся наступление Красной Армии заставило АКК быстро свернуть свои дела на Урале. Началась дальнейшая эвакуация петроградских детей на Восток. К апрелю 1919 года в Тургояке удалось собрать почти все разрозненные группы петроградских детей. Интересно, что в селе Караси были устроены огороды и туда отправляли старших девочек и старших мальчиков на работы. По сути, детей просто прятали.

Наконец, колония двинулась в Челябинск для погрузки в эшелон.

«Но вот и вокзал Челябинска, нас встречают представители Американского Красного Креста (АКК) и вооружённые американские солдаты. Вокзал и привокзальная площадь были заполнены встревоженной толпой. Американские солдаты выстроились в две параллельные шеренги, между которыми нас быстро провели к вагону-теплушкке. Двери последней на какие-то мгновения открыли, чтобы втиснуть в них нас, и мгновенно закрыли. Поезд тронулся. Слышны были удары о стены и двери теплушек и возмущённые крики толпы людей, которые заполняли вокзал и стремились бежать на восток».

* * *

До Владивостока колонисты добрались только летом 1919 года. Встречал их представитель Американского Красного Креста Райли Аллен. Часть разместили на Русском острове, часть на севере города рядом со станцией Вторая Речка. За бюджет колонии отвечал Берл Брэмхолл, а хозяйством занималась Ханна Кэмпбелл («Мамаша Кэмпбелл») – американка с норвежскими корнями, знавшая русский. Дети осваивали основы скаутского движения, уже начиналась подготовка к отправке в Петроград.

Неприятным известием стало то, что Американский экспедиционный корпус покидает Владивосток и вместе с ним сотрудники Американского Красного Креста. Оставить детей они, конечно, не могли. Нужно было искать выход из этой ситуации.

К тому моменту на руках у Берла Брэмхолла, хозяйственника колонии, была огромная сумма – 250 000 в керенках и царских ассигнациях. Понимая, что через какое-то время они полностью обесценятся, Берл Брэмхолл отправляется в Харбин, где аккуратно, чтобы не обвалить рынок, целый месяц обменивает керенки на доллары.

На эти деньги Райли Аллен сумел зафрахтовать японский сухогруз и превратить его в пассажирское судно. На нём 13 июля 1920 года 428 мальчиков и 352 девочки с воспитателями и педагогами отправились в долгий путь домой.

Маршрут возвращения был такой: Владивосток – порт Муроран (Япония) – Сан-Франциско (США) – Панамский канал – Нью-Йорк (США) – Бордо (Франция) – порт Койвисто (Финляндия) – Петроград.

* * *

Не будем описывать все детали путешествия колонистов от Владивостока до Петрограда.

Переходили границу в Финляндии маленькими группами. Шло время, пока оформляли документы, делали запросы в Петроград родителям. Шутка ли, прошло два с половиной года. Последний ребенок пересёк границу в феврале 1921 года.

* * *

Прошло уже более 100 лет со дня спасения детей Петрограда. Нет уже в живых участников. Остались книги, воспоминания, фотографии, дневники и ещё одна любопытная книга, написанная в 1930 году Н.Г. Смирновым, – «Джек Восьмёркин – американец».

Увы, за время этого длинного путешествия 9 детей погибли. Как можно было выдержать эти неимоверные условия? Погибла и маленькая Анастасия Альбрехт, которую не увёз из Петропавловска отец во время своего приезда. Он просто не смог увезти маленькую дочь и оставить на произвол судьбы несколько сотен детей.

Настоящий подвиг всех участников этого беспрецедентного события, «кругосветки» питерских детей, до сих пор удивляет, показывает пример гуманизма, самоотверженности, ответственности и благородства.

Автор: Виктор КРАСУСКИЙ Источник: Газета «Танкоград», г. Челябинск, главный редактор Сергей Алабжин Начало очерка здесь

Книга "Купола Кремля" здесь Книга "Три власти" здесь и здесь Книга "Встреча с жизнью" здесь