Вспомните как бы будучи детьми, играли во всевозможные «Дочки-матери», «Больницу», «Магазин» и другие игры, дающие нам не только удовольствие от процесса игры, но и какие-никакие профессиональные навыки. Так вот, последнее время эти игры вышли на новый уровень и стали полноценным методом обучения детей – case-методом.
Case-method, или case-study – метод решения реальных проблемных ситуаций, формирующий определенные алгоритмы решения аналогичных профессиональных задач.
Данный метод широко используется в бизнес-формате и профессиональном обучении, но в школе он еще пока не получил широкого применения. Почему? Ответ прост, учителя просто не знают о таком методе.
Любой кейс имеет определенную структуру (рис. 1) и каждый компонент должен присутствовать. Подготовка кейса процесс трудоемкий и долгий (на подготовку полного кейса к уроку у меня обычно уходило по 4-5 часов). Однако, его можно разделить на три условных этапа: «Придумываем», «Дополняем», «Оформляем». Каждый из этапов можно выполнять в разное время в течении недели и «Вуаля!» вы не только педагог-новатор, но и грамотный тайм-менеджер.
«Придумываем». Первое, что надо сделать это придумать историю, которая будет создавать проблему для детей. Разумеется, ситуация должна быть в рамках преподаваемого школьного предмета, а возможно даже межпредмета (что в разы лучше, но и объем работы увеличивается). Это может быть курьезный случай на производстве (разлили какой-либо реактив и требуется его нейтрализация), интересная ситуация из жизни (посадил картошку, а она маленькой, хворает постоянно и нужно что-то придумать) и т.д. Все зависит от ваших целей на уроке и вашего воображения.
Основное содержание кейса (см. рис 1) должно выглядеть как небольшой рассказ главными героями которого выступают ваши ученики. Обязательно эта история должна содержать какую-то проблему. Просто задать ребенку вопрос, связанный с жизненной ситуацией – это не кейс метод, а метод постановки проблемных вопросов.
«Дополняем». Тут все (или не очень) просто! Нам необходимо придумать дополнительные источники информации с помощью, которых, ребенок сделает для себя вывод и возможно придёт к правильному разрешению проблемной ситуации. К таким источникам можно отнести какие-либо карты, схемы или просто статистические данные. Обязательно нужно подготовить глоссарий непонятных или новых слов.
«Оформляем». Самый приятный и простой этап для меня (да, я люблю по креативить). Одна из целей метода кейсов – это дать ребенку погружение в проблему. То есть от нас требуется не только придумать сюжет и выдать его ребенку. Нам надо втянуть ребенка в эту историю, заставить поверить, что с ним это действительно происходит и ему надо думать, как выбраться из передряги (проблемы).
Поэтому вооружаемся художественными принадлежностями, принтером и творческими мыслями. Делаем так, чтобы ученику было интересно!
Литература:
1. Геец Н. Ф. Кейс-стади как технологический метод обучения // Концепт. 2017. №S3. - С. 1-4.
2. Гришина Т. А. Метод кейс-стади как современная технология обучения в курсе гуманитарных предметов школьной программы // Наука и школа. 2018. №3. - С. 134-140.