1930-е годы
Западная Европа
В 1934 году Арнольд Дейч, резидент советской внешней разведки, с подачи агента советской внешней разведки Эдит Тюдор Харт (она же «Эдит») без согласования с Москвой вербует Гарольда Адриана Рассела Филби. Когда в Центре получили известие обуже состоявшейся в вербовке Гарольда Адриана Рассела Филби (родные назвали его Ким Филби) там призадумались. И было отчего.
В Москве не приветствовалась вербовка лиц, известных окружающим своими антифашистскими взглядами и или коммунистическими убеждениями. А Ким Филби был именно из таких.
Будучи в 1934 году в Вене Ким Филби поддерживал связи с местной секцией коммунистического подполья. К тому же имел довольно тесные связи с некоторыми членами Коммунистической партии Великобритании. В Вене же женился на коммунистке Литци Фридман. С женой, правда, прожил недолго. Вскоре развёлся, но поддерживал с ней дружеские отношения. Именно через Литци с Кимом познакомился Эдит Харт. То есть Ким Филби был человеком, который однозначно находился на учёте в картотеке полицейских и контрразведывательных служб, как Австрии, так и Британской империи, как ненадёжный элемент левых взглядов. Толку от подобных в агентурной деятельности, как правило, было мало.
А с другой стороны Гарольд Адриан Рассел Филби был на редкость талантливым молодым человеком с большими задатками для возможного внедрения в спецслужбы противника, что в те дни особенно интересовало Москву. К тому же он имел связи, по которым иногда получал весьма ценную информацию. В числе знакомых Филби числились личный секретарь постоянного помощника военного министра Р. Криди и Т. Уайли, курировавший некоторые вопросы армейской разведки Британии.
Филби даётся позывной «Зенхен» (=«Сынок») и принимается решение в корне изменить публичный образ Филби.
Вначале планировалось внедрить Филби в структуры Британского МИДа. Однако, здесь случиласьнеудача. Друг отца Филби, на которого особо рассчитывали в Москве, отказался давать рекомендацию Киму Филби для поступления на дипломатическую службу.
Тогда по решению Орлова, одного из руководителей советской внешней разведки, было решено внедрить Филби в британскую разведку.
Для этой цели Филби устраивают журналистом на работу в «Англо-германскую торговую газету». У Филби оказался талант журналиста. После того, как он получил определённую известность в журналистских кругах, Филби посоветовали поехать в Испанию в качестве независимого журналиста (военкором). В Испании шла война. Филби с первых же своих репортажей занял позицию сторонников генерал Франко и освещал события с точки зрения врагов Республики. Его заметили. Его имя, как убеждённого антикоммуниста, зазвучало в определённых кругах.
И вскоре Фидби получает приглашение в «Таймс» и уже ездит по Испании, в качестве представителя этой солидной антикоммунистической газеты. Естественно и события войны в Испании освещаются с позиции убежденного антикоммуниста.
Таким образом, по окончанию Испанской войны за Кимом Филби укрепилась репутация новообращённого антикоммуниста, к которому стали проявлять интерес британские спецслужбы, как к возможному сотруднику, и знатоку коммунистической идеологии и практики.
Перед самой войной Ким Филби уже сотрудник МИ-6, где начинает делать успешную карьеру.
Задание Центра стать официальным антикоммунистом выполнено.
(Источник: Ландер)