Делать центральной части триптихи ,, Многострадальный Иов".
Не могу не упомянуть интерпретацию с самого авторитетного в искусствоведческом мире интернет портала просвещённого творчеству Иеронима Босха. Цитата :
,, Как показано здесь, странные музыканты пытаются его утешить. Однако их выступление прерывает сатана, который входит в руины, одетый как лиса в монашеской одежде" . Удивительно, как автор не добавил, что Иов обрадовался приходу Сатаны, так как утешение в виде игры на ослином черепе как на скрипке пугало его больше. И будет мы эту чушь читать в сотнях монографий на всех языках мира .
На самом деле в этом сюжете изображена буквальна цитата из книги Иова :
,, Их-то сделался я ныне песнью и пищею разговора их.
Они гнушаются мною, удаляются от меня и не удерживаются плевать пред лицем моим.
Так как Он развязал повод мой и поразил меня, то они сбросили с себя узду пред лицем моим.
С правого боку встает это исчадие, сбивает меня с ног, направляет гибельные свои пути ко мне.
А мою стезю испортили: всё успели сделать к моей погибели, не имея помощника.
Они пришли ко мне, как сквозь широкий пролом; с шумом бросилисись на меня " .
Как мы видим, на художественном образе есть два словесных образа из этих стихов.
У одних Иов сделался ,,песнию в разговорах их ", а с правого боку как через широкий проём бросается исчадие "
.
Теперь к символики.
Лис - дьявол держит в руках розги, иерографический знак отсылающий нас к книге Притч 13: 25 ,,Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына; а кто любит, тот с детства наказывает его" . На этом словесном образе в Средние Века был основан символ розг со значением воспитания. Дьявол показывает на себя, это он причина страданий Иова. Но розги, показывают нам, что эти скорби были предусмотренны Богом. Дьявол - орудие воспитания.Так разрешает художник смысл драматургии книги Иова ,, ибо Господь, кого любит, того наказывает, и бьет Он каждого сына, которого Он принимает" .
Дальше символическими знаками раскрывается, как и положено по канонам в западном искусстве , образ Иова как прообраз страданий Иисуса Христа.
Знака три : остролист на одежде играющего песни отверженого, число шесть - количество отверженных, и череп осла. Остролист символ тернового венца, число шесть - в это время шестиконечная звезда в Нидерландах уже устойчивый символ иудеев. И самый явный знак иудейства это ослиный череп. Осел один из самых устойчивых символов синагоги, или еврейства.
Ещё добавлю по поводу числа три. Явно не просто так автор добавил к дьяволу двух демонов. Дальше в тексте Иов говорит о смерти. Скорее всего числовая символика выражает три дня прибывания Христа во гробе.