Антон Посадский для «Белого Дела».
Гражданская война в Поволжье. Часть 2. Захват Царицына Кавказской армией генерала П.Н. Врангеля
В мае 1919 г. «царицынский пролетариат» был награжден ВЦИК красным знаменем за боевые заслуги в гражданской войне. В это же время главком ВСЮР генерал Деникин в своей директиве от 8 (21) мая кратко указал: «Генералу Врангелю овладеть Царицыном». П.Н. Врангель с 9 (22) мая вступил в командование новосозданной Кавказской армией. Так начался следующий раунд борьбы за город. Ситуация существенно изменилась по сравнению с прошлым годом. Красные потеряли Северный Кавказ, ВСЮР начали большое наступление в центральные районы страны. Царицын оказывался для белых значительной величиной на волжском операционном направлении, с возможностью развития операций вплоть до Нижнего Новгорода. Кроме того, Царицын имел крупные военные заводы, его прочное занятие ухудшало положение красной Астрахани, на которую ВСЮР также развивали наступление с Северного Кавказа.
11 (24) мая 1919 г. колонны Кавказской армии подошли к реке Сал.
11−13 (24−26) мая 1919 г. армия опрокинула части 10-й армии красных, переправившись через Сал. Приданные Кавказской армии бронепоезда не смогли принять участие в походе на Царицын до окончания починки железнодорожного моста через эту реку. Войска двинулись к городу.
Красные готовились к обороне. Командующий 10-й армией Л.Л. Клюев создал две позиции, проходившие по внешнему обводу окружной железной дороги и пригородам города. В доступных для наступления противника местах устанавливались проволочные заграждения, были отрыты окопы. Красная пехота была малостойкой, но оборонявшиеся располагали 7 бронепоездами и могли рассчитывать на поддержку Волжской военной флотилии.
Атака Царицына была намечена П.Н. Врангелем на рассвете 1 (14) июня 1919 г. В ходе непрерывных двухдневных сражений 1−2 (14−15) июня части Кавказской армии без поддержки бронепоездов понесли значительные потери (около тысячи человек убитыми и ранеными).
Н.В. Шинкаренко много лет спустя высказал мнение, что удачная атака 1-й Конной дивизии П.Н. Шатилова могла иметь успешное развитие: «Если бы Шатилов в это самое время кинул то, что у него было в резерве, вперед, в дальнейшую атаку, то, по моему убеждению, было бы разнесено у товарищей все». Без этого же большевики смогли закрепиться на второй линии. Станции Воропоново и Басаргино были белыми заняты, но 2 (15) июня переходили из рук в руки. Город взять не удалось, предполагавшееся на 3 (16) июня новое наступление П.Н. Врангель отменил. Он отвел свои войска к Сарепте южнее Царицына и стал усиленно настаивать на присылке в Кавказскую армию подкреплений, прежде всего, пехоты.
Мост через Сал был исправлен к 1 (14) июня, что облегчило перевозку войск и позволило направить под Царицын бронепоезда.
Подкрепления были даны Главнокомандующим. Под Царицын была направлена вновь сформированная 7-я дивизия генерала Н. Э. Бредова (два полка и пять батарей), бронепоездной дивизион (3 бронепоезда) и танковый дивизион из 6 танков, снятый с харьковского направления.
7-я дивизия была самой молодой во ВСЮР. Она представляла собой переформированную Одесскую стрелковую бригаду, которую создал при французах генерал Н.С. Тимановский. При эвакуации французских войск бригада ушла в румынскую Тульчу и уже оттуда прибыла в апреле морем в Новороссийск. Вот эти новые войска и были переданы П.Н. Врангелю.
Танки были своего рода чудо-оружием в годы Гражданской войны, производя громадное впечатление на нестойкую красную пехоту. Части 7-й пехотной дивизии начали подходить 9 (22) июня. Танки прибыли позже.
П.Н. Врангель назначил новую атаку Царицына на 16 (29) июня. Главный удар наносился на правом фланге вдоль Волги и железной дороги. Ударную группу возглавил выдающийся кавалерийский начальник генерал С.Г. Улагай. Кроме его собственного 2-го Кубанского корпуса, Улагаю также подчинили 4-й конный корпус генерала Шатилова, 7-ю пехотную дивизию, танки, дивизион бронеавтомобилей и четыре бронепоезда. Наступление вдоль железной дороги Сарепта – Царицын позволяло овладеть Царицыном с юга.
Генерал В.Л. Покровский со своим 1-м Кубанским корпусом должен был выйти к Волге севернее города, в районе Гумрака, и воспрепятствовать отходу красной группировки. То есть Врангель планировал уничтожение основных сил 10-й красной армии.
16 июня (29 июня) 1919 около 3 часов утра наступление Кавказской армии на Царицын началось. Танки разрывали проволочные заграждения и обратили в бегство пехоту красных. Немногочисленная 7-я дивизия успешно маневрировала и наступала самоотверженно и потеряла до 30 % личного состава, как от потерь, так и от стертых в кровь ног, – английские ботинки были грубы и травматичны.
Корпус П.Н. Шатилова, сражавшийся на левом фланге ударной группы, занял станцию Воропоново.
Красные начали отступать в ночь на 17 (30) июня. Таким образом, на второй день атаки город был Кавказской армией взят. 7-я дивизия и танковый дивизион были сразу же переброшены на другое направление. Белые одержали значительную победу и получили в свое распоряжение крупный город с возможностью развития наступления вдоль Волги. Вместе с тем, задача окружить и уничтожить 10-ю красную армию выполнена не была, несмотря на ее тяжелое поражение и захват белыми многочисленных пленных и трофеев.
20 июня (3 июля) 1919 в город прибыл главком ВСЮР генерал А. И. Деникин. В городе прошел парад, Главнокомандующий огласил «Московскую директиву» о дальнейшем развитии кампании 1919 года. Кавказской армии предписывалось «выйти на фронт Саратов — Ртищево — Балашов, сменить на этих направлениях донские части и продолжать наступление на Пензу, Рузаевку, Арзамас и далее на Нижний Новгород, Владимир и Москву. Теперь же отправить отряды для связи с Уральской армией и для очищения нижнего плеса Волги».
Царицын достался белым в ужасающем состоянии и сразу начал, по возможности, приводиться в порядок. П.Н. Врангель уделял этому немалое внимание. Свобода торговли позволила достаточно быстро оживить хозяйственную жизнь. Город стал центром саратовского губернского управления ВСЮР, в нем размещался губернатор, была сформирована губернская бригада государственной стражи.
Царицын оставался белым полгода, до 3 января 1920 г., когда в город вошли соединения РККА.
Продолжение следует.