Найти в Дзене
Kaiyi Россия

Вариатор CVT25: первая примерка на новом седане Kaiyi E5

Оглавление

Сегодняшний наш рассказ посвящен бесступенчатой трансмиссии CVT25. Именно этой коробкой передач на сегодняшний момент комплектуется седан Kaiyi E5, собираемый для российского рынка на предприятии «Автотор» в Калининграде. Несколько предустановленных режимов работы, девять квазипередач, но это лишь то, что ощущает водитель. А если подробнее?


Ретроспектива появления вариатора CVT25

К вариаторам в конструкции силового агрегата практически любого автомобиля российский потребитель всегда относился с опаской. Казалось бы, небезосновательно: шум при движении, чувствительность к жестким условиям эксплуатации, низкая ремонтопригодность — все это было на заре появления бесступенчатых трансмиссий.

Сейчас же дела обстоят иначе, и бесступенчатыми трансмиссиями уже больше десятка лет не пренебрегают и премиальные бренды. Они легче, чем классические гидротрансформаторные «автоматы», проще, чем роботизированные «преселективы», и, конечно же, дешевле. А при грамотном и своевременном обслуживании эксплуатация на протяжении 150 тысяч километров — это не фантастика, а современная реальность и далеко не предел.

Российским автовладельцам вариатор CVT25 знаком по модельному ряду Chery, в частности кроссоверам семейства TIGGO7 / 7 PRO. Эта коробка передач одна из самых популярных в семействе CVT18 – CVT28, отличающихся друг от друга нюансами конструкции, а также максимальным крутящим моментом установленного двигателя. Например, CVT25 «переваривает» на входе 250 Нм. Разнится и число псевдо или квазипередач от 7 до 9, в остальном же конструкции очень близки.

Разрабатывались эти вариаторы китайскими инженерами компании Zhejiang Wanliyang Co., Ltd, акционером которой является и Chery, совместно с известнейшим производителем трансмиссий JATCO. Выпуск новой серии вариаторов начался в 2018 году на заводе в Китае. Уже через три года, в 2021 году, CVT25 вошла в десятку лучших бесступенчатых трансмиссий мира наряду с ZF по версии конкурса спонсируемого CarBingo Academy.

У многих тысяч пользователей CVT25 к этому вариатору минимум претензий. По некоторым данным 1:1000, что очень неплохо. Среди конкретных плюсов трансмиссии — минимальный гул даже при интенсивном наборе скорости, два предустановленных алгоритма работы: «Зима» и «Спорт», а также 9 квазипередач, о которых мы уже упомянули. Их можно переключать посредством селектора АКП, создавая вполне ощутимый эффект многоступенчатости. При этом плавность переключений, как и движение автомобиля в целом, остаются беспрецедентными.

Немаловажен и тот факт, что бензиновый наддувный двигатель 1,5Т мощностью 147 л.с., установленный в автомобиле Kaiyi E5 с вариатором CVT25, имеет паспортный расход в смешанном цикле всего 7,5 л топлива АИ-92. При этом КПД трансмиссии составляет около 93%, что говорит о минимальных потерях и максимальной эффективности.

Конструкция и особенности вариатора

В техническом плане самый популярный представитель серии CVT25 имеет как традиционные для бесступенчатых трансмиссий решения, так и особенности. Напомним, что практически любой вариатор имеет в своей конструкции гидротрансформатор, который первым принимает на себя крутящий момент от двигателя и обеспечивает пробуксовку на холостом ходу, даже если селектор коробки передач находится в режиме «Драйв». Кстати, специалисты по ремонту вариаторов отмечают, что этот узел у CVT25 очень надежный.

И лишь после старта автомобиля нагрузка передается на конусные шестерни или конусы и металлический ремень, который для данной модели разработал и производит концерн Bosch. Так или иначе, современная трансмиссия — продукт интернациональный, потому ответственный производитель использует комплектующие только от лучших брендов.

В CVT25 применен автономный гидравлический контур для поддержания необходимого давления масла в системе посредством работы лопастного маслонасоса со встроенным управляющим клапаном. Такая схема обеспечивает оптимальную смазку на всех режимах работы коробки передач.

Для повышения эффективности теплообменник охлаждения рабочей жидкости вариатора интегрирован в общую систему охлаждения двигателя, и перегревы данной модели крайне редки. Но даже на такой редкий случай CVT25 имеет встроенную защиту, предохраняющую трансмиссию от фатальных поломок.

Еще одна особенность этой бесступенчатой трансмиссии — механизм подавления вибраций и шумов, возникающих при перемещении подвижных компонентов в корпусе CVT25. И если излишний шум владельцами кроссоверов воспринимается как некое обязательное дополнение к модели, то более требовательных к акустическому комфорту владельцев седанов это не может не порадовать.

-2

Эксплуатация CVT25

Как и все современные автоматические трансмиссии CVT25 требует правильной эксплуатации и качественного обслуживания. Например, он не терпит «спортивных» стартов «с двух педалей», которые существенно повысят износ шкивов и ремня, тем самым уменьшив ресурс агрегата, как такового.

Также, крайне нежелательны быстрые переключения из режима D в R и назад без промежуточной, пусть и краткой остановки селектора в позиции N. Стоит помнить, что все подвижные части имеют инерцию и должны остановиться прежде чем заработать в противоход.

Наконец, регламентная замена трансмиссионной жидкости, прописанная в инструкции по эксплуатации автомобиля (раз в 40 тысяч километров), крайне важна. Соблюдая элементарные правила эксплуатации и регламент обслуживая CVT, вы будете получать регулярное удовольствие от разгонной динамики автомобиля, приемистости во всем диапазоне оборотов и плавности хода.