Сегодняшний наш рассказ посвящен бесступенчатой трансмиссии CVT25. Именно этой коробкой передач на сегодняшний момент комплектуется седан Kaiyi E5, собираемый для российского рынка на предприятии «Автотор» в Калининграде. Несколько предустановленных режимов работы, девять квазипередач, но это лишь то, что ощущает водитель. А если подробнее?
Ретроспектива появления вариатора CVT25
К вариаторам в конструкции силового агрегата практически любого автомобиля российский потребитель всегда относился с опаской. Казалось бы, небезосновательно: шум при движении, чувствительность к жестким условиям эксплуатации, низкая ремонтопригодность — все это было на заре появления бесступенчатых трансмиссий.
Сейчас же дела обстоят иначе, и бесступенчатыми трансмиссиями уже больше десятка лет не пренебрегают и премиальные бренды. Они легче, чем классические гидротрансформаторные «автоматы», проще, чем роботизированные «преселективы», и, конечно же, дешевле. А при грамотном и своевременном обслуживании эксплуатация на протяжении 150 тысяч километров — это не фантастика, а современная реальность и далеко не предел.
Российским автовладельцам вариатор CVT25 знаком по модельному ряду Chery, в частности кроссоверам семейства TIGGO7 / 7 PRO. Эта коробка передач одна из самых популярных в семействе CVT18 – CVT28, отличающихся друг от друга нюансами конструкции, а также максимальным крутящим моментом установленного двигателя. Например, CVT25 «переваривает» на входе 250 Нм. Разнится и число псевдо или квазипередач от 7 до 9, в остальном же конструкции очень близки.
Разрабатывались эти вариаторы китайскими инженерами компании Zhejiang Wanliyang Co., Ltd, акционером которой является и Chery, совместно с известнейшим производителем трансмиссий JATCO. Выпуск новой серии вариаторов начался в 2018 году на заводе в Китае. Уже через три года, в 2021 году, CVT25 вошла в десятку лучших бесступенчатых трансмиссий мира наряду с ZF по версии конкурса спонсируемого CarBingo Academy.
У многих тысяч пользователей CVT25 к этому вариатору минимум претензий. По некоторым данным 1:1000, что очень неплохо. Среди конкретных плюсов трансмиссии — минимальный гул даже при интенсивном наборе скорости, два предустановленных алгоритма работы: «Зима» и «Спорт», а также 9 квазипередач, о которых мы уже упомянули. Их можно переключать посредством селектора АКП, создавая вполне ощутимый эффект многоступенчатости. При этом плавность переключений, как и движение автомобиля в целом, остаются беспрецедентными.
Немаловажен и тот факт, что бензиновый наддувный двигатель 1,5Т мощностью 147 л.с., установленный в автомобиле Kaiyi E5 с вариатором CVT25, имеет паспортный расход в смешанном цикле всего 7,5 л топлива АИ-92. При этом КПД трансмиссии составляет около 93%, что говорит о минимальных потерях и максимальной эффективности.
Конструкция и особенности вариатора
В техническом плане самый популярный представитель серии CVT25 имеет как традиционные для бесступенчатых трансмиссий решения, так и особенности. Напомним, что практически любой вариатор имеет в своей конструкции гидротрансформатор, который первым принимает на себя крутящий момент от двигателя и обеспечивает пробуксовку на холостом ходу, даже если селектор коробки передач находится в режиме «Драйв». Кстати, специалисты по ремонту вариаторов отмечают, что этот узел у CVT25 очень надежный.
И лишь после старта автомобиля нагрузка передается на конусные шестерни или конусы и металлический ремень, который для данной модели разработал и производит концерн Bosch. Так или иначе, современная трансмиссия — продукт интернациональный, потому ответственный производитель использует комплектующие только от лучших брендов.
В CVT25 применен автономный гидравлический контур для поддержания необходимого давления масла в системе посредством работы лопастного маслонасоса со встроенным управляющим клапаном. Такая схема обеспечивает оптимальную смазку на всех режимах работы коробки передач.
Для повышения эффективности теплообменник охлаждения рабочей жидкости вариатора интегрирован в общую систему охлаждения двигателя, и перегревы данной модели крайне редки. Но даже на такой редкий случай CVT25 имеет встроенную защиту, предохраняющую трансмиссию от фатальных поломок.
Еще одна особенность этой бесступенчатой трансмиссии — механизм подавления вибраций и шумов, возникающих при перемещении подвижных компонентов в корпусе CVT25. И если излишний шум владельцами кроссоверов воспринимается как некое обязательное дополнение к модели, то более требовательных к акустическому комфорту владельцев седанов это не может не порадовать.
Эксплуатация CVT25
Как и все современные автоматические трансмиссии CVT25 требует правильной эксплуатации и качественного обслуживания. Например, он не терпит «спортивных» стартов «с двух педалей», которые существенно повысят износ шкивов и ремня, тем самым уменьшив ресурс агрегата, как такового.
Также, крайне нежелательны быстрые переключения из режима D в R и назад без промежуточной, пусть и краткой остановки селектора в позиции N. Стоит помнить, что все подвижные части имеют инерцию и должны остановиться прежде чем заработать в противоход.
Наконец, регламентная замена трансмиссионной жидкости, прописанная в инструкции по эксплуатации автомобиля (раз в 40 тысяч километров), крайне важна. Соблюдая элементарные правила эксплуатации и регламент обслуживая CVT, вы будете получать регулярное удовольствие от разгонной динамики автомобиля, приемистости во всем диапазоне оборотов и плавности хода.