15 июня исполнилось 110 лет со дня рождения поэта – первостроителя Магнитки Бориса Ручьёва
Трудно назвать фигуру более значимую в магнитогорской литературе, чем Борис Александрович Ручьёв. Деревенский парень, первостроитель города в уральской степи, поэт-самородок, политический заключённый, наконец, культурный и общественный деятель всесоюзного масштаба, он пережил немало взлётов и испытаний. Успел реализоваться всесторонне – но кто знает, какие поэтические полотна могли бы родиться под его пером, когда бы не превратности судьбы, сократившие его земной путь до 60 лет.
«Читая строки моего уральского собрата, я думал, что в них есть что-то от гор. И не потому, что на Урале тоже высятся хребты. Мне всегда казалось, что горы учат человека благородству и мужественному упорству. По моему мнению, те же высокие порывы будит поэзия Бориса Ручьёва, наполненная суровой атмосферой эпохи», – писал советский балкарский поэт и прозаик, журналист, военный корреспондент Кайсын Кулиев. Наверняка именно внутреннее благородство помогло Ручьёву не сломаться, выстоять, остаться верным себе.
Борис Александрович Ручьёв (настоящая фамилия – Кривощёков) – человек удивительной, драматичной судьбы. Родился он 2 (15) июня 1913 года в Троицке Оренбургской губернии в семье священника и учительницы. Детство прошло в станице Еткульской. В 1922 году способный мальчик поступил учиться сразу в третий класс высшего начального городского училища Троицка. В 1924вместе с семьёй переехал к деду в станицу Звериноголовскую, ныне относящуюся к Курганской области, где познакомился с будущим поэтом Михаилом Люгариным (Заболотным), дружбу с которым пронёс через всю жизнь.
Осенью 1939-го ещё совсем юные Борис и Михаил вместе отправились покорять Москву – они мечтали опубликовать стихи в журнале «Октябрь». Увы, удача не улыбнулась начинающим стихотворцам, которым ещё только предстояло отточить своё мастерство. И тогда друзья приняли решение, ставшее поворотным в их судьбах, – вербовщик предложил молодым сильным парням поехать на Магнитострой. Работы они не боялись – и вскоре оказались в бескрайней степи у подножия горы Магнитной, перед ними раскинулся палаточный город. В палатке поначалу и жили друзья-станичники, а вскоре их переселили в барак. Борис работал плотником и бетонщиком, а если не хватало опыта, быстро учился у старших товарищей.
Рабочая среда наложила отпечаток на всё его творчество – в стихах Бориса Ручьёва центральными персонажами стали простые люди, труженики. С этим и связана всенародная любовь к поэзии Ручьёва – в героях его стихов и поэм читатели узнавали себя, близких, товарищей. Огранка таланта начинающего поэта шла в литературном объединении «Буксир». В то время всех желающих призывали заниматься литературным творчеством. Считалось, что тот, кто хорошо работает, и писать сможет хорошо. Утверждение спорное, однако нельзя отрицать, что нельзя отточить перо без трудолюбия и целеустремлённости, а эти качества у Бориса Кривощёкова были. Искренние, живые, эмоциональные стихи публиковали в газетах и журналах Магнитостроя. И в том же 1930-м под ними впервые появилась подпись «Борис Ручьёв».
В 1931 поэт вступил в комсомол. Для него это было не формальностью, а серьёзным шагом по велению сердца. Сохранились архивные видеозаписи, на которых уже зрелый Ручьёв напутствует магнитогорских подростков, вступающих в ВЛКСМ, и читает им стихи о своей юности на Магнитке.
В том же году Борис Ручьёв начал работать литсотрудником в газете «Магнитогорский комсомолец». Талантливого парня – первостроителя Магнитки – заметили столичные литераторы: в 1932 году Ручьёва пригласили на II Всероссийское совещание молодых поэтов РАПП. И в 1933 в Свердловске вышла первая книга стихов Ручьёва «Вторая родина» (12+). Всего в творческой биографии классика магнитогорской литературы будет около тридцати изданий.
Бориса Ручьёва можно было назвать эталонным комсомольцем – честный труженик, признанный поэт, авторитет в кругу молодёжи, он был ещё и очень привлекателен внешне, несмотря на невысокий рост: русоволосый, синеглазый, настоящий красавец. Юность в Магнитке была для него годами счастливыми, полными открытий. Но грянул 1937-й, и в конце этого страшного года, 26 декабря, поэт был арестован в Златоусте. Семь месяцев спустя, 28 июля 1938-го, его приговорили к лишению свободы на десять лет с поражением в правах на пять лет. Срок заключения, с 1938 по 1947 год, Ручьёв отбывал в Северо-Восточных исправительно-трудовых лагерях НКВД СССР на Крайнем Севере, в том числе в Оймяконе, на «полюсе холода». Невыносимые условия, каторжный труд – но сохранить надежду помогала поэзия. Все эти годы Борис Александрович продолжал творить.
Ровно через 10 лет после ареста, 26 декабря 1947 года, Ручьёв освобождён, 6 октября 1956 года реабилитирован. В апреле 1957-го вернулся на Южный Урал – в Челябинск, а затем в Магнитогорск. Борис Ручьёв не только писал стихи, но и занимался литературной критикой, был видным общественным деятелем, вёл литературное объединение «Красное солнышко».
Годы испытаний остались позади. К Ручьёву пришли всесоюзная слава и всенародная читательская любовь. В 1967 году Борис Александрович удостоен Государственной премии РСФСР имени Максима Горького. Среди его многочисленных наград – два ордена Трудового Красного Знамени (1963, 1967), орден Октябрьской революции (1973). 27 июня 1969 года Ручьёв стал шестым по счёту обладателем звания «Почётный гражданин Магнитогорска». Поэт ушёл из жизни
24 октября 1973 года. В 1974 году имя Бориса Ручьёва присвоили улице в Магнитогорске (кроме того, улица Ручьёва есть в Златоусте).
25 июня 1975-го в квартире по адресу: проспект Ленина, дом 69, квартира 1, где Ручьёв жил с 1960 года, открылся мемориальный музей, структурно являющийся отделением Магнитогорского краеведческого музея. Идея его создания принадлежала вдове поэта Любови Николаевне Ручьёвой, передавшей в экспозицию материалы из личного архива Ручьёва, солидную часть его библиотеки, личные вещи.
В 1998 году губернатором Челябинской области учреждена Литературная премия Б. А. Ручьёва. В 2000 году имя поэта присвоено 64-й школе Магнитогорска.
К 100-летию Бориса Ручьёва в Магнитогорске 14 июня 2013 была открыта «звезда» на Аллее звёзд возле Дворца культуры металлургов имени Серго Орджоникидзе. В тот же день в музее-квартире Бориса Ручьёва состоялось торжественное гашение почтовой карточки, посвящённой поэту.
Автор: Елена Лещинская
Фото: Владимир Белковский