Констанций II правил Римской империей между 337-361 годами нашей эры. Он был вторым сыном Константина Великого и Фаусты. Констанций был набожным последователем христианства арианства. Правивший 24 года, он был сыном Константина, правившим дольше всех, и поэтому, возможно, самым успешным.
Подписывайтесь на телеграм канал Истории
Ранний период жизни
Аммиан Марцеллин очень подробно описывает свою жизнь и правление. Однако враждебность историка навсегда омрачила репутацию этого успешного императора, зафиксировав, что его правление было омрачено имперской ненадежностью, придворными интригами и неспособностью разрешать широко распространенные религиозные споры.
Констанций был ответственен за убийство своих кузенов и дядей из линии Феодоры во время великой резни 337 г. н.э. Такая резня внутри самой императорской семьи была беспрецедентной. Убив своих родственников (таких как Далматий, Ганнибалиан и Юлий Констанций), в которых он видел претендентов на восхождение на престол его и его братьев, Констанций закрепил свое положение в Империи. Единственными двумя выжившими членами этой линии императорской семьи были Галл и Юлиан. Таким образом, после этой бойни и раздела империи между сыновьями Константина Констанций смог закрепить за собой самые престижные и самые богатые провинции на востоке и, возможно, что более важно; Константинополь – новая столица Римской империи. В конце концов, после смерти его братьев; Константин II и Констант, он стал единоличным правителем Римской империи. Однако, изучив уроки Диоклетиана и Константина Великого, он понял, что править и защищать империю в одиночку невозможно, поэтому на протяжении всего своего правления он впоследствии продвигал своих единственных выживших родственников мужского пола, Галла, а затем Юлиана, как своих цезарей.
Защита Империи
Основная критика в адрес Констанция заключалась в его осторожной и оборонительной внешней политике. Это понятно, учитывая, что большинство римских современников, даже в Поздней Римской империи, все еще были одержимы идеей завоевания и расширения. Тем не менее эта оборонительная политика защищала границы империи от Сасанидской империи, которая возродилась во время правления амбициозного и умелого Шапура II, и от возросшей угрозы со стороны германских племен на западе. Его политика также была чрезвычайно важна для защиты и сохранения ограниченной рабочей силы Рима. Порочный круг узурпации, гражданской войны и династических убийств привел к более широкой имперской незащищенности и уязвимости, сделав агрессивные зарубежные кампании еще более опасными и неразумными. Гражданские войны, разрушившие империю, были особенно разрушительными и всегда истощали римскую рабочую силу. Например, во время конфликта Константина с Магненцием, убийцей его братьев, Констанций потерял 40% своих людей, в то время как армия его соперника потеряла 2/3.
Поэтому, хотя внешняя политика защиты и сдерживания Констанция подвергалась большой критике, она оказалась намного более эффективной, чем агрессивная политика, и фактически сформировала прецедент для более поздней общей стратегии Римской империи.
Констанций был особенно искусен в укреплении внутренней стабильности Империи - факт, который часто упускают из виду, учитывая кровавые гражданские войны и беспорядки, которые ранее угрожали империи. Во время своего правления он столкнулся со многими различными внутренними угрозами и вызовами. К ним относятся;
1) Вертранио: которого ненадолго провозгласили дунайские легионы, от которого быстро избавились.
2) Магненций: пережил три года войны с убийцей своих братьев. В конце концов победил его в битве при Монсе Селевки. (позднее запрещены последователи Магненция [Амм. Марк. 14.5.2-5])
3) Сильван: от генерала франкского происхождения избавились с помощью уловки [Amm.Marc. 15.5.3-31]
4) Цезарь Галл: которого заподозрили в неподчинении, быстро проверили и покончили с ним.
5) Цезарь Юлиан: открыто восстал против Констанция и добился успеха — главным образом потому, что Констанций умер, не успев дать бой.
Важно отметить, что Констанций II был первым римским императором, публично и монументально отпраздновавшим победу в гражданской войне [Amm.Marc. 16.21.14]. Это был совершенно новый и беспрецедентный шаг римского императора, особенно если учесть, что в ранней империи Октавиан изменил свое имя на Август, чтобы активно дистанцироваться от гражданских конфликтов. Решение Констанция сделать это подчеркивает тот факт, что способность защищаться от внутренних угроз теперь была главной предпосылкой успешного императора во времена Поздней Римской империи.
Аммиан критикует Констанция на протяжении всего своего повествования за его паранойю и его восприимчивость к придворным интригам и интригам придворных. Историк утверждает, что эта паранойя создала культуру подозрительности и страха в Риме [Amm.Marc.21.16.8-9 & 21.6.1-3 & 8-10]. Однако, учитывая все схемы и заговоры против него, его подозрения кажутся весьма оправданными - действительно, если бы больше римских императоров были такими «параноиками», возможно, меньше пало бы жертвами дворцовых переворотов и военных восстаний.
Константинополь и религия
Учитывая, что Констанций был самым долгоживущим и наиболее задокументированным из сыновей Константина, именно в его правление мы можем лучше всего увидеть, как реформы, введенные ранее Константином Великим, развивались и работали. Это особенно верно для правления Констанция, поскольку он сам не сильно изменился, а вместо этого решил продолжить административные системы, установленные его отцом. Например, он обеспечил разграничение военных и гражданских должностей.
Во время его правления значение Константинополя возросло, и он стал более узнаваемым как равный Вечному городу; Рим. При Констанции город все больше становился центром империи. Он был покровителем многих важных строительных проектов в городе; зернохранилища, Horrea Constantia, бани и библиотека. Кроме того, была реконструирована церковь Святых Апостолов и улучшено водоснабжение.
Действительно, после своей работы в городе оратор Фемистий (Речь 3) заявил, что Константинополь теперь уже не второй город, а настоящий соперник самого Рима.
Констанций также продвигал религиозную политику династии Константинов. Эдиктом 365 г. н.э. он приказал закрыть все языческие храмы, запретил доступ к ним и запретил совершать жертвоприношения как частные, так и публичные; заявляя, что те, кто ослушается, должны быть казнены [Cod. Теод. 16.10.4]. Такие законы, как этот и другие, были специально разработаны для того, чтобы разрушить власть и институт храмов в языческой религиозной практике. Храмы занимали центральное место почти во всех проявлениях язычества, действуя как места празднования культов. Таким образом, политика Констанция, очевидно, была прямой атакой на язычество. Император также приказал убрать знаменитую статую Победы из здания Сената в Риме, поскольку считал, что ни один христианин не должен работать в тени языческого памятника. Тем не менее, другим практикам, таким как сжигание благовоний и свечей, было разрешено оставаться, что, что интересно, позже было принято христианством.
Констанций умер от болезни в 361 г. н.э., когда шел на битву со своим Цезарем Юлианом, который восстал и претендовал на титул Августа.