В начале июня 2023-го впервые с 2015 года, когда были анонсированы часы Apple Watch, корпорация из Купертино представила свой полностью новый продукт Apple Vision Pro.
Интересно, что оба устройства были показаны широкой публике за целых восемь месяцев до старта продаж. Это сделано специально для того, чтобы разработчики успели подготовить приложения для нового продукта, поскольку само по себе «железо» без софта для пользователя не имеет ценности.
Перечислять в нашем обзоре все технические нюансы и функционал нового устройства смысла нет, написано о этом уже достаточно. Кратко для тех, кто не следил за новостями: Apple Vision Pro сочетает в себе функционал дополненной (AR) и виртуальной реальности (VR), а при сочетании этих режимов получается смешанная реальность (MR).
Можно предположить, что именно этот гаджет станет драйвером роста для Apple (AAPL) в ближайшие 10 лет на ее пути к капитализации $10 трлн. В пользу этого предположения свидетельствуют следующие факторы:
- Социология потребителей. По данным Forrester Research, владелец смартфона под iOS в среднем зарабатывает около $88,3 тыс. в год, то есть на 27% больше, чем средний пользователь устройства на Android. Около 35% американцев, использующих iPhone, имеют доход на домохозяйство более $100 тыс. в год.
- Уникальная команда. У Apple огромная армия разработчиков, которой нет ни у кого из ее конкурентов. Нынешнему лидеру индустрии виртуальной реальности Meta Platforms* (META) приходится вкладывать огромные средства в разработку все более сложной среды, поскольку инвесторы недовольны расходами на метаверс. Разработчики Apple сами стремятся первыми создать приложения в ее экосистеме. За 2022 год компания выплатила им $60 млрд, взяв с этой суммы комиссию за свою экосистему в размере 15–30%.
- Рынок.На текущий момент состояние рынка AR/VR/MR можно оценить как неудовлетворительное. Причина — неспособность присутствующих на нем компаний привлекать пользователей на свои платформы. Например, по статистике, всего через полгода после покупки за $400 Quest от Meta Platforms его владельцы перестают пользоваться устройством.
- Ценовая стратегия. Первый iPhone, выпущенный в 2007 году, стоил $499. Одним из ведущих конкурентов Apple на тот момент была Nokia, которая продавала телефоны вдвое дешевле — за $200–250. Но это не помешало Apple реализовать 1 млн iPhone за первые 74 дня со старта продаж. Устройство Vision Pro не предназначено для столь же широкой аудитории, что смартфоны, но, на мой взгляд, уже к новогодним праздникам его раскупят, и цена никого не остановит.
- Масштабирование. Судя по элементу Pro в названии нового продукта Apple, в скором времени корпорация представит более бюджетный вариант этого устройства, которому и предстоит стать основным конкурентом Quest от Meta Platforms.
- Фокус на прибыльности. С момента выхода iPhone Apple увеличила свою прибыльность с 14% до 25%. Если проиндексировать упомянутую начальную цену ее первого смартфона на уровень инфляции, сегодня он стоил бы $700. И сейчас стартовая цена «яблочных» телефонов — $799. Аналогичным образом будет развиваться и ситуация с Vision Pro. Это будет высокомаржинальный продукт, на котором компания сможет отлично зарабатывать.
- Выручка. iPad не стал главным источником выручки для Apple: его доля в общем показателе менее 10%. Продажи этого устройства за последние десять лет составили примерно 550 млн штук. Если взять за аналогию этот консервативный сценарий, получается, что при продаже 550 млн устройств Vision Pro за следующее десятилетие компания заработает почти $2 трлн. И просто сложно представить, какой доход она получит, если этот продукт будет иметь успех iPhone.
Магия Apple всегда заключалась не в том, чтобы первыми создать уникальный продукт, а в том, чтобы, взяв за основу существующий, совершить революцию. Эта история повторялась с каждым новым «яблочным» устройством. Начинается эра гаджетов, которая приближает то будущее, которое только предугадывалось в произведениях в жанре фантастики. А вместе с этим будущим придут и новые рекорды капитализации.
*Деятельность Meta Platforms Inc. по реализации продуктов Facebook и Instagram на территории Российской Федерации запрещена по основаниям осуществления экстремистской деятельности.